Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1498 по исковому заявлению ФИО10 <адрес> в интересах истца ФИО2 к ФИО11 <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах истца ФИО2, обратился в Салехардский городской суд с иском к ФИО12 <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, мотивировав требования тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца - ФИО3 решением ФИО13 городского суда лишена родительских прав. Отец истца - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закреплённого жилья не имеет, и приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с ДД.ММ.ГГГГ - по достижению им 18 лет и прекращению над ним опеки, однако до настоящего времени ФИО2 жилое помещение не предоставлено.
В иске прокурор <адрес> просил возложить на ФИО14 обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования <адрес>, общей площадью на одного человека не менее 33 кв.м. в <адрес>.
В судебном заседании ФИО15 <адрес> ФИО6, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении, возражала против предоставления ответчику срока для исполнения решения, пояснив, что указанные вопросы могут решаться в порядке исполнительного производства.
Истец ФИО2, участвовавший в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что ФИО2 принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включён органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2012 год, жилое помещение будет предоставлено истцу по окончанию учебного заведения. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав ФИО2 со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 5 месяцев, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади в <адрес>.
Заслушав объяснения ФИО16 <адрес>, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца - ФИО3 решением Павлодарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских права. Отец истца - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № было установлено опекунство над несовершеннолетним ФИО2, опекуном назначен ФИО8 Жилое помещение за истцом закреплено не было.
Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-о истец ФИО2 поставлен на первоначальный учет нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к прокурору <адрес> с заявлением о защите его нарушенных прав и законных интересов, как нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования <адрес>, путём обращения в суд в защиту его интересов.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО2 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ
Обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилого помещения, у ФИО2 наступили ДД.ММ.ГГГГ по достижению им совершеннолетия и прекращении над ним опеки. Довод представителя ответчика о том, что право истца на предоставление жилого помещения наступает по окончанию учебного заведения не может быть принят судом, поскольку, как установлено в судебном заседании, истец ФИО2 мерами государственной поддержки не обеспечен в учебном заведении, общежитие ему не предоставлено, кроме того, имеет самостоятельный доход, согласно справке, предоставленной ФИО17
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 собственного жилья не имеет, проживает в квартире своего дяди по адресу: <адрес>.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО2 в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес>, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникла ДД.ММ.ГГГГ по достижению им совершеннолетия и прекращению учрежденной над ним опеки, однако истец жильем до настоящего времени не обеспечен.
При этом то обстоятельство, что истец ФИО2 в настоящее время обучается в ГБОУ ФИО18 не может повлиять на возникшие спорные правоотношения, поскольку образовательное учреждение, в котором обучается истец, не находится на полном государственном обеспечении, а потому должен быть обеспечен жилым помещением с момента прекращения над ним установленной органами местного самоуправления <адрес> <адрес> опекой.
В соответствии с требованиями Закона <адрес> № 36-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ год, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, после достижения им 18 лет и прекращения опеки, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
ФИО1 на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в ДД.ММ.ГГГГ, после прекращения над ним опеки, установленной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика - ФИО19 <адрес> мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения на территории <адрес> необходимой площади, и в случае удовлетворения иска, ответчику необходимо будет разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ФИО2
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истца - его конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Кроме того, установление срока исполнения решения суда на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».
При таких обстоятельствах, суд считает разумным и отвечающим интересам истца срок исполнения решения суда - 2 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах истца ФИО2 к ФИО20 <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.
Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО2 по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина