гражданское дело № 2-1610/2012 о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело №2-1610/2012

27 сентября 2012 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи:         Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания:     Хакимовой З.У.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тазовского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тазовского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.

В обоснование иска указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец, ФИО5 записан со слов матери. Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним ФИО1, назначена ФИО11, проживающая по адресу <адрес> У ФИО1 отсутствует закрепленное за ним жилое помещение, а также он не имеет своего жилья. Истец проживает в однокомнатной квартире, предоставленной его бабушке, ФИО2, по договору социального найма. ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год. До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории <адрес> <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО12, действующая по поручению прокурора Тазовского района, поддержала требования и доводы иска.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика, Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Считал дело подлежащим прекращению, поскольку определением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Тазовского района в интересах ФИО1 к Администрации Тазовского района, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о предоставлении жилого помещения производство по делу прекращено. До начала судебного заседания от прокурора Тазовского района поступило заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу в связи с тем, что ответчики выполнили требования прокурора в добровольном порядке, а именно: ФИО1 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма как члену семьи в составе семьи своей бабушки ФИО2, заключенного ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце внесены в акт о рождении со слов матери.

Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним ФИО1, назначена ФИО13 проживающая по адресу <адрес>

В соответствии с распоряжением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении, закрепленного жилья не имеет.

Согласно справки Тазовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ и Ново-Уренгойского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в собственности недвижимости на территории ЯНАО не имеет.

В судебном заседании установлено, что при предоставлении администрацией села Гыда жилого помещения ФИО2 в качестве члена семьи в договор социального найма включен ФИО1.

Кроме них, в указанной квартире зарегистрирован и проживает ФИО14 дядя истца, что следует из копии справки администрации с. Гыда.

Данное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 38,8 кв.м. В связи с предоставлением данного жилого помещения, распоряжением главы муниципального образования с. Гыда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был снят с учета в списке №3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете для получения жилья на территории с. Гыда.

Распоряжением Администрации села Гыда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 восстановлен в списке № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете для получения жилья на территории с. Гыда в связи с ошибочным использованием для определения нуждаемости в жилом помещении общей площади жилого помещения, не принадлежащего ФИО1 и отсутствием у него какого-либо жилья на территории села Гыда.

На основании данного распоряжения истец включен ответчиком в Список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете для получения жилья на территории <адрес> на 2012 год по Ямало-Ненецкому автономному округу под номером

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, жилых помещений в собственности и жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, истец не имеет, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, что ФИО1, в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала в мае 2010 года.

Суд находит необоснованными доводы представителя ответчика ФИО7 о том, что у истца имеется закрепленное жилое помещение на условиях договора социального найма, а именно квартира, расположенная по адресу <адрес>, предоставленная ФИО2

Согласно ч.1 ст.18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади на лицо, относящееся к указанной категории граждан.

Однако, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 кв.м., было предоставлено его бабушке ФИО2.

При предоставлении данного жилого помещения администрацией с.Гыда была ошибочно использована общая норма для определения нуждаемости в жилом помещении ФИО1 – 12 кв.м., что является нарушением ч.1. ст.18 Закона ЯНАО № 36-ЗАО.

В связи с этим, распоряжением заместителя главы администрации с.Гыда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 восстановлен, согласно дате ранее поданного ходатайства органа опеки и попечительства, в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете для получения жилья на территории с.Гыда. Распоряжение Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений и дополнений в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признано утратившим силу.

В соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло в мае 2010 года, следовательно, жилищные права истца были нарушены.

Не принимает суд во внимание и довод представителя ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению из-за обращения прокурора Тазовского района в интересах истца в Тазовский районный суд и последующим прекращением производства по делу определением судьи Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что правоотношения возникли после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как истец был восстановлен администрацией с, Гыда в списках детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории с.Гыда Тазовского района ЯНАО во внеочередном порядке.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла в 2010 году.

При указанных обстоятельствах, истец ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у него возникло.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тазовского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 28 сентября 2012 года.

Судья                           О.В. Богомягкова