Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1495\2012
10 октября 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Т.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Департаменту по развитию Агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Шурышкарский район о восстановлении в очереди на получение субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратилась в суд с иском к Департаменту по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности восстановить в очереди по программе «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» и выдать субсидию.
В обоснование заявленных требований указала, что состояла в очереди по программе ЯНАО «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858, на основании которого на территории ЯНАО действует Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённое Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года № 224-А. В рамках данной программы на неё и членов её семьи было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого была выделена субсидия в размере "сумма" и перечислена на её банковский счёт. ДД.ММ.ГГГГ между ней и членами её семьи с одной стороны и Г. – с другой, был заключён договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 91,7 кв.м., стоимость дома составила "сумма", после государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение, данная сумма была перечислена на счёт Г. Через некоторое время, после вселения семьи Б. в дом, стали обнаруживаться существенные дефекты конструкций дома, о которых на момент заключения договора купли-продажи им было неизвестно. На основании решения Шурышкарского районного суда от 26.08.2011 года договор купли-продажи недвижимого имущества в виде индивидуального дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между истцом и членами её семьи и Г. был расторгнут, с Г. в пользу Департамента по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа взысканы "сумма" в качестве возврата денежных средств полученных по договору, в пользу Департамента финансов администрации муниципального образования Шурышкарский район "сумма" в качестве возврата денежных средств полученных по договору. Вместе с тем, согласно письма Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, истцу и её семье отказано стать участниками мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, поскольку социальная выплата на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз. Таким образом, истец полагала, что права её и членов её семьи по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам нарушены, поскольку их жилищные условия улучшены не были, в повторной выдаче социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам им было отказано.
Определением судьи Салехардского городского суда от 24 сентября 2012 года, внесённым в протокол судебного заседания в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Шурышкарский район.
Истец Б., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвовала.
Представитель истца Г., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в нём. Пояснила, что семья Б. уже проходили довольно длительную процедуру от сбора документов и включения в списки участников мероприятий по обеспечению жильём до получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в настоящее время они остались и без жилого дома и без возможности воспользоваться предоставленным им правом. Просила возложить обязанность на Департамент АПК ЯНАО восстановить в очереди Б. и членов её семьи по программе «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» и выдать субсидию. Также указала, что жилое помещение в котором проживала истица с семьей до приобретения жилого дома, по которому сделка была признана недействительной и договор купли-продажи был расторгнут по решению суда, в соответствии с данным обязательством о его сдаче было передано администрации МО Шурышкарский район, и после расторжения сделки семья Б. вынуждена снимать жилье. Б. продолжает исполнять условия договора с ответчиками от ДД.ММ.ГГГГ и продолжает работать "должность" в операционном отделении, являющейся одной единственной "должность" операционного отделения.
Представитель ответчика Департамента агропромышленного комплекса ЯНАО Ж., действующий на основании доверенности, требования иска не признал, привёл доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Полагал, что Департамент АПК ЯНАО является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не обладает полномочиями по принятию на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и формирования списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, кроме того указал, что истцом не представлены доказательства о повторном обращении в уполномоченный орган местного самоуправления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также указал, что при повторном обращении с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Б. не сможет встать на учет в списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам, поскольку в настоящее время ее возраст более 35 лет. Стоимость предоставляемой социальной выплаты рассчитывается исходя из стоимости приобретаемого либо строящегося жилья согласно предоставляемого получателем субсидии предварительного договора купли-продажи.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Шурышкарского района, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении гражданского дела по существу в своё отсутствие, кроме того, направил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что факта получения истцом субсидии на приобретение жилья не оспаривает, но признаёт, что по независящим от истца объективным обстоятельствам, реально улучшить жилищные условия семья Б. не смогла, то есть истец со своей семьёй не смогла воспользоваться предоставленным ей правом. Таким образом, возражений о восстановлении Б. в очереди на получение субсидии на улучшение жилищных условий Администрация МО Шурышкарский район не имеет.
Третье лицо Б. и его представитель Б., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав доводы сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", в соответствии с которой основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
В целях реализации данной программы Администрацией ЯНАО принято Постановление от 30.04.2009 N 224-А "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" (вместе с "Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" и "Порядком и условиями признания граждан, молодых семей и молодых специалистов имеющими собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты"). В соответствии с п.п. «а» п.5.1 Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А под молодой семьей понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных). П.п. «б» п.5.1 данного постановления определяет также понятие молодого специалиста под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования. Одним из условий получения социальной выплаты это работа не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы после ее получения. Также обязательным условием получения социальной выплаты является признание молодой семьи (молодого специалиста) нуждающимся в жилых помещениях. Функции по формированию списков на получение социальной выплаты списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А, данным Постановлением возложены на органы местного самоуправления. П.1.2 определяет, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям, молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, окружного бюджета и (или) местных бюджетов.
П.2.7 Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А устанавливает порядок определения размера социальной выплаты, которая включает в себя долю федерального, окружного и (или) местного бюджета:
а) размер доли средств федерального бюджета составляет не менее 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и определяется исходя из:
- размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из трех и более человек);
- средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории автономного округа, не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по автономному округу, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации по автономному округу на I квартал года, в котором выдается свидетельство;
б) размер доли средств окружного бюджета составляет не менее 64 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и определяется исходя из:
- размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из трех и более человек);
- средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории автономного округа, утвержденной нормативным правовым актом Правительства автономного округа на текущий год, в котором выдается свидетельство;
в) размер доли средств местного бюджета определяется органами местного самоуправления.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше среднерыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной нормативным правовым актом Министерства регионального развития Российской Федерации и нормативным правовым актом Правительства автономного округа, размер социальной выплаты производится исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Сумма, превышающая размер социальной выплаты, необходимая для строительства (приобретения) жилья, оплачивается получателями социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Общий размер социальной выплаты не может превышать стоимость строящегося (приобретаемого) жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Б. в адрес администрации МО Шурышкарский район подала заявление о включении ее и членов ее семьи в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" путем приобретения жилого помещения.
Семья Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно приложенных ею к заявлению документов (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей) из следующих лиц: муж Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К также к заявлению в подтверждение того обстоятельства, что она является молодым специалистом, приложен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ею и МУЗ «Мужевская центральная районная больница», согласно которого истица работает в данном муниципальном учреждении здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ в должности "должность" общего отделения.
Согласно справок администрации МО Шурышкарский район и МУ инвентаризации и оценки Б. вместе со своими членами семьи проживает по адресу: <адрес>, которая имеет общую площадь 34,9 кв.м. Сама Б. зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью 10,% кв.м.
Решением администрации муниципального образования Шурышкарский район от 01.08.2008 года семья Б. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ в рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
13.05.2010 года Б. в адрес администрации МО Шурышкарский район подала заявление о выдаче ей свидетельства о социальной выплате на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Также 13.05.2010 года Б. в адрес администрации МО г. Салехарда подано заявление о том, что она при оформлении права собственности на приобретенное жилье, обязуется сдать администрации жилое помещение по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована и сняться с регистрационного учета.
Ее супругом Б. в адрес администрации МО г. Салехарда также подано заявление о том, что он при оформлении права собственности на приобретенное жилье, обязуется сдать администрации жилое помещение по адресу: <адрес>, в которой он зарегистрирован и проживает со своей семьей, а также снять себя и членов своей семьи с регистрационного учета.
После подачи заявление на получение социальной выплаты при реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" между Б., Департаментом по развитию АПК ЯНАО, МУЗ «Мужевская ЦРБ№ заключен договор № о реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) МО Шурышкарского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условий которого является выдача Департаментом по развитию АПК ЯНАО свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, Б. в свою очередь обязуется отработать по трудовому договору, заключенному с работодателем не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
ДД.ММ.ГГГГ Б. выдано свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № о предоставлении ей социальной выплаты в сумме "сумма" для приобретения жилого помещения, участие в долевом строительстве в <адрес>. "сумма" предоставлены из расчета: "сумма" – средства федерального бюджета; "сумма" средства окружного бюджета; "сумма" средства местного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ Б. и члены ее семьи приобретают в общую долевую собственность, по 1/5 доле у каждого члена семьи Б., у Г. жилой дом по адресу: <адрес> по цене "сумма", из которых "сумма" собственные денежные средства покупателей ("сумма" наличными в июле 2010 года, "сумма" при оформлении кредита на покупку жилья), "сумма" денежные средства предоставленные за счет социальной выплаты на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Б. и всеми членами ее семьи получены свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом по адресу: <адрес> по 1/5 доле в праве у каждого.
Вступившим в законную силу решением Шурышкарского районного суда от 26.08.2010 года по иску Г. к Б. и Б. о взыскании задолженности по договору и встречному иску Б. и Б. к Г. о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества и о взыскании "сумма" в качестве возврата суммы, уплаченной по договору купли-продажи, встречные исковые требования Б. и Б. удовлетворены. Расторгнут договор купли-продажи недвижимого имущества в виде жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Б. с Г. Г. возвращен в собственность жилой дом по адресу: <адрес>, прекращена общая долевая собственность Б. на данный дом. С Г. в пользу Департамента по развитию АПК ЯНАО взыскано "сумма", в пользу Департамента финансов администрации Шурышкарского района "сумма", в пользу Б. и Б. "сумма". С Г. в пользу Б. также взысканы судебные расходы в сумме "сумма".
Согласно положений ч.2 ст.167 ГК РФ При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из ответа Департамента по развитию АПК ЯНАО в адрес члена семьи Б. ее мужа Б. следует, что им повторно социальная выплата выдана быть не может поскольку они уже реализовали свое право путем получения свидетельства, повторно стать участником программы он может при повторной подаче документов на общих условиях.
Поскольку на момент вынесения судебного решения, Б. было более 35 лет, она при повторном обращении в орган местного самоуправления не могла быть включена в очереди на получение социальной выплаты по программе "Социальное развитие села до 2013 года" в соответствии с положениями Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" в списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам.
В силу того, что приведенным выше решением суда сделка купли-продажи была признана недействительной, договор купли-продажи был расторгнут, все стороны, являющиеся участниками данной сделки, возвратили другой стороне все полученной по сделке, суд приходит к выводу, что в полной мере должны быть последствия недействительности сделки. Поскольку после расторжения договора купли-продажи семья Б. не улучшила свои условия, продолжает являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, она должна быть восстановлена в очереди на получение социальной выплаты по программе "Социальное развитие села до 2013 года" в соответствии с положениями Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" в списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам, без предоставления дополнительных документов, и требования истицы в данной части подлежат удовлетворению. Поскольку формирование данных списков, согласно приведенных выше положений Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А, возложена на органы местно самоуправления, суд возлагает данную обязанность на администрацию МО Шурышкарский район.
Требования истицы в части предоставления ей социальной выплаты в настоящее время не подлежат удовлетворению, поскольку согласно приведенных выше положений Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А размер социальной рассчитывается исходя из стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, в настоящее время сведения о приобретаемом (строящемся) жилье семьей Б. нет, ее право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья будет реализовано после восстановления ее в списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам при предоставлении ею сведений о стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, требования истицы в данной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию муниципального образования Шурышкарский район восстановить Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членов ее семьи: муж Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в очереди на получение социальной выплаты по программе "Социальное развитие села до 2013 года" в соответствии с положениями Постановления Администрации ЯНАО от 30.04.2009 N 224-А "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" в списке на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам.
В удовлетворении исковых требований Б. о выдаче социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 15 октября 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков