Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-1614/2012
15 октября 2012 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ямальского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование иска указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ямальского районного суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, отец истицы - ФИО3, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории муниципального образования Ямальский район. Обстоятельства, дающие право на обеспечение жильем наступили у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, однако, ответчиком обязательства по обеспечению истицы жилым помещением не исполнены. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 и несовершеннолетнему члену ее семьи, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 51 кв.м. на территории с.Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ямальского района было направлено уточненное исковое заявление, в котором прокурор просит обязать Правительство ЯНАО предоставить ФИО1 и несовершеннолетнему члену ее семьи предоставить жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 51 кв.м. на территории г.Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО13, действующая по поручению прокурора Ямальского района, поддержала требования и доводы уточненного иска. Суду пояснила, что истица включена в дополнительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории Ямальского района. В настоящее время ФИО1 проживает и зарегистрирована в г.Салехард. Членом ее семьи является несовершеннолетний ребенок, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании ч.2 ст.57 ЖК РФ истица включается в список нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета членов семьи. Права несовершеннолетнего ФИО4 производны от прав его матери, поэтому при предоставлении жилого помещения его интересы должны быть учтены. Истица не имеет жилых помещений на территории Ямальского района, на территории г.Салехард. За последние 5 лет сделки ею и членами ее семьи не совершались.
Истица ФИО1 настаивала на исковых требованиях, поддержала доводы прокурора. Суду пояснила, что проживает в г.Салехард с лета 2012 года, куда переехала на постоянное место жительство из Ямальского района. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее сестре, расположенном по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Данное свидетельство выдано в нарушение ее прав, поскольку субсидия выделена без учета несовершеннолетнего члена ее семьи и недостаточна для приобретения жилого помещения на территории г.Салехард. В связи с чем, ее право на предоставление жилого помещения не реализовано. Полагала, что Правительство ЯНАО обязано предоставить ей с учетом несовершеннолетнего члена ее семьи жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 51 кв.м. на территории г.Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду показал, что согласно договора социального найма истица вселена в качестве члена семьи нанимателя в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное ее брату, ФИО5. В связи с этим, при предоставлении истице жилого помещения должна учитываться площадь занимаемого ею жилого помещения по договору социального найма. Также законодательством не предусмотрена постановка на учет и предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семьи. Считал требование ФИО1 о предоставлении жилого помещения на территории г.Салехард необоснованным, поскольку в силу ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам по месту жительства. ФИО1 зарегистрирована в Ямальском районе. Вопрос о наличии или отсутствии у истицы жилого помещения на территории г.Салехард, а также нуждаемость ее членов семьи в жилом помещении не выяснялась.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, истицы, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ямальского районного суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, отец истицы - ФИО3 лишен родительских прав.
Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> в качестве члена семьи нанимателя. Данное жилое помещение предоставлено ее брату, ФИО5. Общая площадь данного жилого помещения составляет 36 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: ФИО3, ФИО9, ФИО1, ФИО10.
Согласно справки администрации муниципального образования с.Новый порт от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не имеет жилого помещения на территории муниципального образования с.Новый порт Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из сведений ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» следует, что жилых помещений в собственности у истца и ее члена семьи на территории Ямальского района и г. Салехард не имеется.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, жилых помещений в собственности и жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, истица не имеет, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что истица в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у нее возникала ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> – для приобретения жилого помещения на первичном рынке, <данные изъяты> – для приобретения жилого помещения на вторичном рынке.
Данное свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья выдано без учета несовершеннолетнего члена семьи истицы.
Согласно свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено истице с учетом несовершеннолетнего члена ее семьи.
Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО1 зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах истица имеет право на получение с учетом несовершеннолетнего члена ее семьи жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 42 кв.м. на территории г.Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истицы были нарушены.
Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, она выразила волю на обращение в ее интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в г. Салехард.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла в 2012 году.
При указанных обстоятельствах, истица ФИО1, имеет право на внеочередное предоставление жилья в г. Салехард, поскольку такое право у него возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в г. Салехард.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ямальского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа вне очереди предоставить по договору социального найма ФИО1 с учетом несовершеннолетнего члена ее семьи благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте г.Салехард, общей площадью не менее 42 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 17 октября 2012 года.
Судья О.В. Богомягкова