Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-1616/2012
15 октября 2012 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ямальского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование иска указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать –ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории муниципального образования Ямальский район. Обстоятельства, дающие право на обеспечение жильем наступили у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, однако, ответчиком обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 и троим членам его семьи, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 87 кв.м. на территории с.Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора г. Салехард ФИО16, действующая по поручению прокурора Ямальского района, уточнила исковые требования, просила суд обязать Правительство ЯНАО предоставить ФИО1 и несовершеннолетним членам его семьи, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 69 кв.м. на территории с.Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Суду пояснила, что истец включен в дополнительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории Ямальского района. Согласно свидетельство о рождении, ФИО1 имеет двоих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании ч.2 ст.57 ЖК РФ истец включается в список нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета членов семьи. Права несовершеннолетних детей истца производны от прав их отца, поэтому при предоставлении жилого помещения интересы несовершеннолетних детей должны быть учтены. Истец не имеет жилых помещений на территории Ямальского района. За последние 5 лет сделки им и его членами семьи с жилыми помещениями не совершались. Полагала, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма с учетом несовершеннолетних членов его семьи, общей площадью не менее 69 кв.м., находящееся на территории с.Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что законодательством не предусмотрена постановка на учет и предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семьи. Супруга истца, ФИО6, является нанимателем по договору социального найма жилого помещения, общей площадью 107,7 кв.м., расположенное по адресу <адрес>. Нуждаемость истца и несовершеннолетних его детей в улучшении жилищных условий не проверена, не проверены также сведения о наличии у них в собственности жилых помещений.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования Яр-Салинское от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Яр-Салинское по списку №3 – список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справки администрации муниципального образования Яр-Салинское от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО1 отсутствует закрепленное жилое помещение, предоставляемое на условиях договора социального найма на территории муниципального образования Яр-Салинское Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из сведений ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» следует, что жилых помещений в собственности у истца и его членов семьи на территории Ямальского района не имеется. Сделки с недвижимостью, истцом и членами его семьи за последние 5 лет, не совершались.
В соответствие с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ нанимателю – ФИО6, передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 107,7 кв.м.. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены в качестве членов семьи нанимателя: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, жилых помещений в собственности и жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, истец не имеет, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что истец в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у него возникала ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является отцом несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является отцом несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено истцу с учетом несовершеннолетних членов его семьи.
При таких обстоятельствах истец имеет право на получение с учетом несовершеннолетних членов его семьи жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м. на территории села Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в г. Салехард.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла в 2012 году.
При указанных обстоятельствах, истец ФИО1 с учетом его несовершеннолетних детей, имеет право на внеочередное предоставление жилья в с.Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку такое право у него возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в п. Яр-Сале.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ямальского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа вне очереди предоставить по договору социального найма ФИО1 с учетом несовершеннолетних членов его семьи благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте г.Салехард, общей площадью не менее 54 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 18 октября 2012 года.
Судья О.В. Богомягкова