гражданское дело № 2-1759\2012 обжалование неправомерных действий должностного лица



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2012 года                              г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Паршукова А.В.

при секретаре:                     Лебедевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 Гайюм оглы об обжаловании неправомерных действий Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Салехарде,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с заявлением об обжаловании неправомерных действий МОУФМС России по ЯНАО на том основании, что обратился в Отдел о выдаче разрешения на временное проживание в РФ, при этом лицо, принимавшее документ, пояснило, что оплата пошлины произведена по устаревшим реквизитам и в сумме 1000 руб., выдало новые реквизиты и указало на необходимость уплаты пошлины в сумме 2 000 руб. Впоследствии ему пояснили, что в выдаче разрешения отказано, поскольку пошлина уплачена в излишнем размере – 2 000 руб. вместе 1 000 руб. Отказ в выдаче разрешения на временное проживание в РФ выдан не был. Просил обязать МОУФМС России по ЯНАО выдать ему разрешение на временное проживание на территории РФ.

В судебном заседании заявитель на заявлении настаивал, привёл изложенные в нём доводы. Отказ в выдаче разрешения на временное проживание в РФ полагал необоснованным. Указал, что письменный отказ, несмотря на его заявление, ему не выдан. Пояснил, что при обращении в МОУФМС России по ЯНАО в г. Салехарде ему была выдана памятка, по которой он осуществлял сбор и представление документов.

Представитель органа, чьи действия и решения обжалуются, ФИО5, действующий по доверенности, против заявления возражал, указав, что сначала заявителем была уплачена государственная пошлина в недостаточном размере, затем в излишнем и за совершение иных действий.

Представитель органа, чьи действия и решения обжалуются, ФИО6, действующий по доверенности, указал на отсутствие оснований для признания решений и действий незаконными. Пояснил, что в обязанности Межрайонного отдела входит принятие у иностранных граждан документов, решение принимается Управлением, в связи с чем заявителю не выдан и не может быть выдан письменный отказ. Также пояснил, что в выдаче разрешения на временное проживание не отказано, произведён возврат дела ввиду неправильного оформления документов.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что заявитель ФИО2 является Республики Азербайджан, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, имеет ребёнка гражданина Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в МОУФМС России по ЯНАО в г. Салехарде с заявлением о выдаче ему разрешения на временное проживание в РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 115-ФЗ разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 названного Закона без учёта утверждённой Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ, а также имеющему ребёнка, состоящего в гражданстве РФ.

Частью 4 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В силу части 8 упомянутой статьи порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, её территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ определяются Административным регламентом по предоставлению ФМС России государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ (утв. Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 г. № 40).

На основании п. 46 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие конкретным основаниям получения разрешения.

В соответствии с п. 58 Административного регламента решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения оформляется в виде заключения по установленной форме (приложение № 5 к Административному регламенту). Заключение утверждается руководителем территориального органа ФМС России или заместителем. Ответы на запросы, результаты проверок, заключение приобщаются к материалам учётного дела.

Таким образом, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проживание в РФ иностранному гражданину принимается территориальным органом ФМС России, - в данном случае УФМС России по ЯНАО. Полномочие на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ указано в п. 13.2 Положения об УФМС по ЯНАО (утв. Приказом ФМС России от 02.12.2005 г. № 119).

В соответствии с п. 13.2 Положения о Межрайонном отделе УФМС по ЯНАО в г. Салехарде (утв. Приказом УФМС России по ЯНАО от 14.01.2011 г. № 5) Отдел осуществляет приём документов для оформления иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ.

Таким образом, требования заявителя к МОУФМС по ЯНАО в г. Салехарде о выдаче разрешения на временное проживание в РФ не могут быть удовлетворены, так как выдача таких разрешений не относится к компетенции отдела, осуществляющего лишь приём документов.

При таких обстоятельствах отделом не выдан и не мог быть выдан заявителю письменный отказ в выдаче разрешения на временное проживание в РФ.

Из материалов дела следует, что заявителем была уплачена государственная пошлины за выдачу разрешения в размере 2 000 руб.

Согласно п. 6 Административного регламента, ст. 19 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» за выдачу разрешения взимается государственная пошлина.

В соответствии с п.22 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб. Таким образом, пошлина была уплачена в большем размере, чем это установлено законодательством. При этом за возвратом излишне уплаченной пошлины заявитель не обращался.

Кроме того, из содержания представленных заявителем квитанций следует, что им ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была уплачена государственная пошлина за оказание государственной услуги по выдаче вида на жительства, в то время как он преследовал цель получения разрешения на временное проживание в РФ.

Основания для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ или его аннулирования исчерпывающим образом определены в ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку неправильная оплата государственной пошлины в качестве таких оснований законом не названо, уполномоченным органом обоснованно не было выдано решение об отказе в выдаче разрешения, а учётное дело возращено для устранения имеющихся недостатков.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст. 398 ГПК РФ, иностранные граждане имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами.

По смыслу ст. 225 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Вопреки доводам заявителя суд не усматривает оснований для признания незаконным обжалуемого решения, поскольку права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к реализации его прав не созданы, к ответственности он не привлечён. Действия должностных лиц являются обоснованными, соответствуют требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

    

Заявление ФИО2 Гайюм оглы об обжаловании неправомерных действий Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Салехарде оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 12 октября 2012 года

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья                                          А.В. Паршуков