решение по иску Ханнановой Ф.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде ЯНАО о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный трудовой стаж (Дело № 2-695/2011)



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-695

21 апреля 2011 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханнановой Флёры Нусратулловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности назначения пенсии с момента обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Ф.Н. Ханнанова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что в 2010 году она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика в назначении трудовой пенсии по старости ей отказано. Ответчик не засчитал ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы в должности медсестры дорожной поликлиники на ст. Ташкент с 01 февраля 1983 года по 31 мая 1994 года из-за неправильной записи ее должности. В указанный период она работала медицинской сестрой, а в трудовой книжке и в архивной справке указано, что она принята на работу с 01 февраля 1983 года в дорожную поликлинику ст. Ташкент на должность производственной медицинской сестры. Считала, что неправильная запись работника отдела кадров не может влиять на ее пенсионные права, поскольку в дальнейшем ее переводили в другие отделы дорожной поликлиники в качестве медицинской сестры.

В судебном заседании истица Ф.Н. Ханнанова и ее представитель Н.В. Еремина, действующая на основании доверенности ордера, дополнили заявленные требования, просили суд признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 28 января 2010 года.

Истица Ф.Н. Ханнанова суду пояснила, что после окончания медицинского училища была принята на должность медицинской сестры в Дорожную поликлинику станции Ташкент. Когда устраивалась на работу, не обратила внимание на наименование должности, которое было записано в ее трудовой книжке. В спорный период она занималась лечебной деятельностью, работала в амбулаторном отделении поликлиники, делала уколы и другие медицинские манипуляции, осуществляла допуск машинистов и помощников локомотивных бригад к работе.

Представитель ответчика А.Н.Даянова, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что правовых оснований для включения оспариваемого периода работы истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не имеется. Установление досрочной трудовой пенсии медицинским работникам осуществляется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В указанном Списке должность «производственная сестра» отсутствует.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

На основании ст. 28 ч.1 п.1 п.п. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч.3 ст. 28 этого Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Условия назначения трудовой пенсии по старости, ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1.01. по 31.12.2002г. – на день, с которого назначается эта пенсия.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие закона « О трудовых пенсиях в РФ» уже имели необходимый стаж работы в учреждениях здравоохранения.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющую лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрена должность медицинская сестра.

В разделе наименование учреждений указано: больницы всех наименований.

Аналогичное наименование должности содержат и Списки № 464, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года, Список № 1066, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года, и Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов в учреждениях здравоохранения № 377, утвержденная Приказом Минздрава Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истица Ф.Н. Ханнанова в 1978 году окончила Юргамышкое медицинское училище по специальности медицинская сестра, ей присвоена квалификация медицинская сестра.

01 февраля 1983 года Ф.Н. Ханнанова (Газизова) была принята на должность производственной медсестры в амбулаторию ТЧ-1 дорожной поликлиники ст. Ташкент, что подтверждается копией трудовой книжки истицы, копией архивной справки № 996 от 09 декабря 2010 года, выданной Государственно-акционерной железнодорожной компанией «Узбекистон Темир Йуллари».

Решением ответчика № 22 от 30 августа 2010 года в назначении пенсии истице было отказано.

Доводы, изложенные в решении об отказе в назначении пенсии, а также поддержанные представителем ответчика в судебном заседании, не могут быть приняты судом как основание отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Разрешая спор о включении отдельных периодов трудовой деятельности в стаж истицы, дающий ей право на назначение пенсии, суд исходит из необходимости соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства, а требований о недопустимости ограничения прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19, ст. 55 Конституции РФ).

Из копии архивной справки и приказов по Дорожной поликлинике на станции Ташкент следует, что должность истицы - медицинская сестра. Ее трудовая деятельность в спорный период была связана сохранной здоровья населения и лечебной деятельностью.

Аналогичный вывод следует из показаний свидетелей Галиулиной Р.З., Ханнанова Ф.А., показавших, что работая в спорный период в Дорожной поликлинике, истица делала уколы, мерила давление, пульс, проверяла машинистов и помощников локомотивных бригад на пары алкоголя с помощью трубки Мохова-Шенкаренко. Затем была переведена на должность медицинской сестры в физиотерапевтический кабинет, снимала кардиограмму сердца.

Суд считает, что неправильная запись должности, в которой работала истица в спорный период, отделом кадров в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке, не может быть поставлена в вину истице, тем самым ограничивая ее в праве на пенсионное обеспечение.

Суд учитывает то обстоятельство, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, отражённой в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, а также в силу ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ правовая определённость и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимы, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Исходя из приведённой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о необходимости включения оспариваемого период трудовой деятельности истицы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с трудовой деятельностью Ханнановой Ф.Н. в сфере охраны здоровья населения.

С учётом оспариваемого период работы стаж истицы является достаточным для назначения трудовой пенсии по старости, указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

Таким образом, спорный период работы истицы подлежит зачету в специальный трудовой стаж, а решение ответчика об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене.

Пунктом 23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию по старости Ханнановой Ф.Н. с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 28 января 2010 года.

На основании ст. 88, 98 ГПК РФ соответчика в пользу истицы подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ханнановой Флёры Нусратулловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности назначения пенсии с момента обращения удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа №22 от 30 августа 2010 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа засчитать Ханнановой Флере Нусратулловне в специальный стаж. Дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы с 01 февраля 1983 года по 31 мая 1994 года в должности медицинской сестры Дорожной поликлиники станции Ташкент.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа назначить Ханнановой Флере Нусратулловне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением, т.е. с 28 января 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Ханнановой Флёры Нусратулловны госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2011 года.

Судья О.В. Богомягкова.