Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 октября 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новый Уренгой, действующего в интересах К., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новый Уренгой, действующий в интересах К.., обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска прокурором указано, что истец является лицом из числа детей-сирот, собственного и закреплённого жилья не имеет, у него возникла потребность в обеспечении жильём, однако фактически жилое помещение ему не предоставлено. Истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Прокурор г. Новый Уренгой в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом.
Помощник прокурора г. Салехард М., действующая на основании поручения, доводы и требования иска поддержала.
Истец К., извещённый надлежащим образом по месту регистрации, в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика Ч., действующий на основании доверенности, против иска возражал, указав на отсутствие оснований предоставления жилья, привёл изложенные в возражениях на иск доводы, пояснив, что К. поставлен в очередь детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для предоставления жилья в <адрес>, кроме того, прокурором г. Новый Уренгой на представлены доказательства того, что К. имеет постоянное место проживания в г. Новый Уренгой.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители К. и К. решением Новоуренгойского городского суда от 20 мая 2004 года лишены родительских прав, впоследствии К. умерла.
Постановлением Главы муниципального образования Бекетовский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним К. была установлена опека, опекуном назначен К.
Распоряжением Мэра г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ № К. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включён в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Новый Уренгой согласно дате подачи заявления от 24.09.2004 года.
Обстоятельства, дающие право на внеочередное обеспечение жилым помещением, у К. наступили ДД.ММ.ГГГГ по достижению им восемнадцатилетнего возраста и прекращению учреждённой над ним опекой.
Истец не является собственником либо нанимателем жилых помещений, закреплённого жилья не имеет, жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем, обратился в прокуратуру г. Новый Уренгой с заявлением о защите его жилищных прав.
Исследованными доказательствами подтверждено, что истец состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, при этом до момента рассмотрения дела истец К. жильём не обеспечен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Довод представителя ответчика о неимении доказательств постоянного места проживания в г. Новый Уренгой К., в силу чего правовых оснований для предоставления по договору социального найма жилого помещения не имеется, опровергаются материалами дела, согласно которым К. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения имеются.
Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения поскольку он состоит на учёте детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для предоставления жилья в <адрес> также не может быт принят во внимание судом, поскольку по предоставленной информации муниципального учреждения «Отдел образования администрации муниципального района <адрес>» К. постановлением главы администрации муниципального района <адрес> будет снят из очереди для получения жилья в связи с поступившим заявлением К.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Согласно ст. 16 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случаях, установленных постановлением Правительства автономного округа, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения для лиц из числа детей-сирот – 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить К. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков