Р Е Ш Е Н И Е
06 июня 2012 года город Салехард
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Щепкина Т.Ю., при секретаре Евменовой В.Е.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе военного комиссара Ямало-Ненецкого автономного округа на постановление № 197 от 27 января 2012 года заместителя главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО И., которым
Ч., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, гражданин России, военный комиссар Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающий по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО И. от 27 января 2012 № 197 должностное лицо Ч. на основании ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
Ч. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - военным комиссаром Ямало-Ненецкого автономного округа и лицом, на которое в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, нарушил требования Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года (зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 года), а именно:
- в здании военного комиссариата ЯНАО по адресу: <адрес>, отделка путей эвакуации (стены лестничных клеток, общих коридоров) выполнена материалами с показателями пожарной безопасности, превышающими допустимые значения (в нарушение п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 * СНиП 21-01-97*);
- в здании военного комиссариата ЯНАО по адресу: <адрес> коридоре первого этажа на путях эвакуации установлен турникет (в нарушение п. 53 ППБ 01-03);
- в здании военного комиссариата ЯНАО по адресу: <адрес> коридоре первого этажа на путях эвакуации установлен турникет (в нарушение п. 53 ППБ 01-03).
Не согласившись с постановлением, военный комиссар Ямало-Ненецкого автономного округа Ч. просит постановление по делу об административном правонарушении от 27 января 2012 года № 197 отменить и производство по делу прекратить. При этом, Ч. указывает, что в соответствии с п. 18 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются Территориальными органами Министерства РФ. Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Между Министерством обороны РФ и ОАО «Славянка» был заключен государственный контракт от 20 июля 2010 года № 1-КЖФ, в соответствии с которым ОАО «Славянка» приняло на себя обязательства по ремонту и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сети водоснабжения военных городков МО РФ, и аналогичный государственный контракт со сроком действия до 31 декабря 2012 года. Поэтому полномочия по ремонту военных зданий и сооружений Министерством обороны РФ с июля 2010 года переданы ОАО «Славянка». Далее сообщает, что им в целях исполнения требований предписания органа государственного пожарного надзора по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 01 июля 2010 года № 139/1/1 неоднократно в 2010 г. и в 2011 г. направлялись в квартирно-эксплуатационное управление военного округа запросы о предоставлении денежных средств для осуществления текущего ремонта, направленного на проведение противопожарных мероприятий, связанных с содержанием имущества. Однако военному комиссариату денежные средства на указанные нужды не выделялись, поэтому он не мог выполнить требования предписания. Поскольку военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то здание военного комиссариата является режимным помещением, а прилегающая территория - режимной территорией, поэтому необходим особый пропускной режим, требующий определенных технических средств охраны, в частности, установка пропускных турникетов и защитных барьеров. С актом проверки № 161 и предписанием № 161/1/1 по устранению обязательных требований пожарной безопасности и протоколом об административном правонарушении № 197 от 14 июля 2011 г. он не согласен, поскольку в ходе проверки инспектор визуально определил, из какого материала выполнена отделка путей эвакуации, не применяя технические приборы, определение о назначении времени и места рассмотрения дела лично не получал. Также инспектором был нарушен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, истек срок привлечения к административной ответственности. Кроме того, к моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении выявленные нарушения были устранены.
В судебном заседании военный комиссар Ямало-Ненецкого автономного округа Ч. участия не принимал.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ч., - М. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ГУ МЧС России по ЯНАО И., действующий на основании доверенности, не согласился в доводами Ч. и его представителя М., при этом пояснил, что в период с 20 июня 2011 года по 14 июля 2011 года отделом надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО была проведена внеплановая проверка в отношении военного комиссара ЯНАО Ч., основанием для проведения которой явилось истечение сроков предписания № 139/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 01 июля 2010 года и подготовлен акт проверки № 161 от 14 июля 2011 года. По результатам проверки в отношении Ч., являющегося лицом, на котором лежит обязанность по выполнению требований, норм и правил пожарной безопасности в РФ, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, которым зафиксирован факт нарушения правил пожарной безопасности, поэтому просил постановление от 27 января 2012 года оставить без изменения. Дополнил, что стены лестничных клеток и общих коридоров на путях эвакуации должны быть обработаны специальными огнезащитными составами, однако соответствующие сертификаты и другие документы об огнестойкости материла по требованию инспектора представлены не были. Также здание военного комиссариата в целом не является режимным помещением, а лишь его отдельные помещения. Ч. был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материала по месту работы, также по факсу, а устранение нарушений не освобождает лицо от административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Ч. - М., и представителя ГУ МЧС России по ЯНАО И., прихожу к следующим выводам.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 27 января 2012 года следует, что Ч., являющийся должностным лицом - военным комиссаром ЯНАО, на которое в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года № 1132, возложена обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, допустил нарушения пункта 53 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года).
Указанный факт подтверждается распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица № 161 от 14 июня 2011 года, актом проверки № 161, протоколом об административном правонарушении № 197 от 14 июля 2011 года.
Должностным лицом госпожнадзора действия Ч. квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В соответствии с частью 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором по пожарному надзору г. Салехард были выявлены и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 14 июля 2011 года № 197 ряд нарушений Правил пожарной безопасности в РФ, за которые предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании вышеперечисленных норм, доводы Ч. о том, что, направив в компетентные органы запросы о предоставлении денежных средств для осуществления текущего ремонта и проведению противопожарных мероприятий, он свои обязательства как должностное лицо, на котором лежит обязанность по выполнению требований норм и правил пожарной безопасности в РФ, выполнил, нахожу несостоятельными.
Довод Ч. и его представителя М. о том, что в здании военного комиссариата должны быть установлены пропускные турникеты и защитные барьеры, нахожу ошибочным и основанным на неверном толковании закона, поскольку, как пояснил сам представитель Ч. - М., секретными объектами являются лишь часть помещений, а не здание военного комиссариата в целом.
Кроме того, закон не содержит требований проведения экспертизы для установления качества материала, из которого выполнена отделка путей эвакуации, поскольку данные факты подтверждаются иными средствами доказывания: сертификатами соответствия, сметами, актами выполненных работ и иными.
К жалобе приложен договор подряда № 1/12/2011 от 25 января 2012 года и акт о приемке выполненных работ, из которых следует, что ОАО «Славянка» выполнены работы по ремонту стен и перегородок в коридорах и лестничных клетках в здании окружного военного комиссариата ЯНАО по адресу: <адрес>, срок проведения работ определен с 25 января 2012 года по 05 марта 2012 года.
Между тем, факт устранения нарушений требований пожарной безопасности после выявления административного правонарушения, не является обстоятельством освобождения должностного лица от административной ответственности.
Суд также не усматривает нарушений сроков привлечения должностного лица к административной ответственности, поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которого, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Из материалов дела следует, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17 января 2012 года было направлено в адрес Ч. заказным письмом с уведомлением 17 января 2012 года исх. № 37-2-16-2 по месту работы по адресу: <адрес> получено сотрудником военного комиссариата Смирновым 24 января 2012 года, а также по факсу по месту работы по номеру 2-50-10.
Иные доводы заявителя и его представителя не подлежат удовлетворению судом, поскольку они противоречат материалам дела, и не основаны на требованиях закона.
При назначении административного наказания заместителем государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору в полной мере учтены характер совершенного административного правонарушения, данные о личности правонарушителя.
Действия Ч. верно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, административное наказание назначено в соответствии с санкцией данной статьи, в минимальном размере.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение оспариваемого постановления, по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения постановления заместителя главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО И., - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 197 от 27 января 2012 года заместителя главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО И., которым военный комиссар Ямало-Ненецкого автономного округа Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу Ч. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Ю. Щепкина