Р Е Ш Е Н И Е
28 мая 2012 года город Салехард
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Щепкина Т.Ю., при секретаре Евменовой В.Е.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе Ф. на постановление № 22 от 21 марта 2012 года главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Салехард Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЯНАО Ч., которым
Ф., гражданин России, генеральный директор ООО «Сибвторресурсы», проживающий по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Ч. от 21 марта 2012 № 22 должностное лицо - генеральный директор ООО "Сибвторресурсы" Ф. признан виновным в нарушении ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
Ф. признан виновным в том, что, являясь директором ООО "Сибвторресурсы", и должностным лицом, на которое в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, нарушил требования Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)), утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года (зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 года), а именно:
- в помещениях произведена перепланировка (встроено бытовое помещение), в результате которой ухудшаются условия безопасной эвакуации людей (в нарушение п. 40 ППБ 01-03);
- распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим (в нарушение п. 15 ППБ 01-03);
- допускается курение в не отведенных для этого местах (в нарушение п. 25 ППБ 01-03);
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для помещения склада (в нарушение п. 6 ППБ 01-03);
- работники организаций допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа, отсутствует журнал инструктажа работников по мерам пожарной безопасности (в нарушение п. 7 ППБ 01-03);
- в помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (в нарушение п. 13 ППБ 01-03);
- для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок и не обозначена на дверях помещений (в нарушение п. 33 ППБ 01-03);
- нарушены огнезащитные покрытия (штукатурка) строительных конструкций (стен) (в нарушение п. 36 ППБ 01-03);
- в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (в нарушение п. 37 ППБ 01-03);
- установлены глухие решетки на окнах (по всей площади помещений) (в нарушение п. 40 ППБ 01-03);
- окна чердака не остеклены (фактически остекление разбито) (в нарушение п. 44 ППБ 01-03);
- у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (в нарушение п. 90 ППБ 01-03);
- руководитель и ответственные за пожарную безопасность объекта не обучены пожарно-техническому минимуму (в нарушение п. 36 Приказа МЧС России № 645 от 12 декабря 2007 года);
- в помещении склада допускается проживание людей (в нарушение п. 510 ППБ 01-03);
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (по всей площади помещений) (в нарушение п. 60 ППБ 01-03);
- помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (в нарушение п. 108 ППБ 01-03);
- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (в нарушение п. 34 ППБ 01-03).
Не согласившись с постановлением, Ф. просит признать незаконным и отменить полностью постановление о назначении административного наказания, вынесенного начальником отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Ч. от 21 марта 2012 № 22 и производство по делу прекратить. При этом, Ф. указывает, что административным органом не было доказано, что Ф. обладал распорядительными функциями по отношению к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, что именно на нем лежала обязанность и у него имелась возможность для соблюдения тех норм и правил, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, указывает на нарушение административным органом требований п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении плановой проверки, поскольку ООО "Сибвторресурсы" были уведомлены о плановой выездной проверке лишь спустя 10 дней после того, как проверка была проведена. Указанные обстоятельства являются существенными нарушениями порядка привлечения к административной ответственности и прав юридического лица, предусмотренных действующим законодательством.В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - генеральный директор ООО "Сибвторресурсы" Ф. и представитель ГУ МЧС России по ЯНАО, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 21 марта 2012 года следует, что в период с 01 февраля 2012 года по 03 февраля 2012 года главным государственным инспектором г. Салехард по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Ч. была проведена плановая выездная проверка объекта ООО "Сибвторресурсы", расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в аренде у данного юридического лица.
Как следуетпроверкаанияедомлены о плановый������������������������������������������������������������������������������������������������ из материалов дела, 01 ноября 2011 года между Ямалпотребсоюз (арендодатель) и ООО "Сибвторресурсы" (арендатор) был заключен договор № 58 на аренду склада № 1 секция 4 площадь 31 кв.м, расположенного по адресу : <адрес>, сроком по 01 октября 2012 года.
В пункте «в» ч. 2 договора аренды определено, что арендатор обязан содержать арендуемое помещение в полной исправности, образцовом санитарном состоянии, в соответствии с нормами и правилами противопожарной безопасности, нести полную ответственность за соблюдение указанных норм и правил перед соответствующими государственными органами и арендодателем.
Между тем, согласно распоряжения ОНД по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от 19 января 2012 года № 18 плановая выездная проверка в отношении ООО "Сибвторресурсы" проводилась по адресу: <адрес>, тогда как из договора аренды № 58 следует, что ООО «Сибвторресурсы» передан в пользование объект, расположенный по иному адресу - <адрес>, склад № 1, секция 4 площадью 31 кв.м.
Более того, из всех трёх определений о возбуждении дел об административных правонарушениях от 17 февраля 2012 года следует, что основаниями для возбуждения дела послужили выявленные нарушения требований пожарной безопасности на объектах ООО «Сибвторресурсы» по адресу: <адрес>.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 указанного Федерального закона несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, в связи с имеющимися расхождениями в адресах объектов, находящихся в аренде у ООО «Сибвторресурсы» и адресах, где фактически была проведена проверка, установить, на каких именно объектах, и по какому адресу выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности - при данных обстоятельствах затруднительно.
В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Ф. действительно является руководителем ООО «Сибвторресурсы», а, следовательно, лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объектах, которыми владеет и пользуется ООО «Сибвторресурсы».
Однако, поскольку в материалах дела нет достоверных доказательств того, что вышеперечисленные нарушения правил и норм пожарной безопасности были зафиксированы именно на объекте, переданном в аренду ООО «Сибвторресурсы», расположенному по адресу: <адрес>, склад № 1, секция 4, площадью 31 кв.м, суд полагает, что достаточных данных вины Ф. в совершении вменяемого ему в вину административного правонарушения не имеется.
Из анализа п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанного постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку достаточных доказательств вины Ф. в совершении административного правонарушения не представлено, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу-прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 22 от 21 марта 2012 года главного государственного инспектора г. Салехард по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности по МО г. Салехард УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Ч., которым должностное лицо ООО «Сибвторресурсы» - Ф. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу Ф. - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Ю. Щепкина