дело № 2-1474/2010 РЕШЕНИЕ 3 сентября 2010 года г. Салават РБ Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдрахманова О.М., при секретаре Волковой О.Н., с участием прокурора Менчиковой Г.Р., представителя ответчика открытого акционерного общества «Салаватнефтеоргсинтез» Шульженко Э.В. (действующей по доверенности от 00.00.0000 года), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Салават Якупова Р.Р., поданному в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Салаватнефтеоргсинтез» об обязании разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 00.00.0000 года, установил: прокурор г. Салават Якупов Р.Р. обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Салаватнефтеоргсинтез» (далее по тексту ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»), с учетом последующего уточнения, об обязании разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 00.00.0000 года. В обоснование заявленных требований прокурор г. Салават Якупов Р.Р. указал, что прокуратурой г. Салават по заданию прокуратуры республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», находящегося по адресу: (адрес). На основании п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Согласно п. 4.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» является промышленным объектом, относящимся к I классу опасности, в связи с этим у данного предприятия должен быть разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, однако в нарушение указанных требований юридическим лицом ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» не разработан проект санитарно-защитной зоны. Считает, что нарушения требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды носят характер существенных нарушений, поскольку имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор Менчикова Г.Р. исковые требования поддержала, обстоятельства, на которые содержатся ссылки в исковом заявлении как основания заявленных требований, подтвердила. Просила обязать ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 00.00.0000 года. Представитель ответчика ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» Шульженко Э.В. исковые требования прокурора г. Салават Якупова Р.Р. признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы по разработке проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия, которые планируется завершить в срок до 00.00.0000 года. Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд находит иск прокурора г. Салават Якупова Р.Р. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Судом установлено, это подтверждается материалами дела, при решении вопроса об отводе земельного участка под строительство ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (ранее комбинат №18) и о размещении города Салавата с учетом показателей вредных воздействии продуктов производства за пределами ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (комбината), санитарный разрыв между ними органами санитарно-эпидемиологической службой был определен в 3 000 метров. В дальнейшем правомерность и обоснованность создания вокруг ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» санитарно – защитной зоны, а также его размеры, пересмотру и изменению не подвергались, что следует из писем : заместителя министра здравоохранения СССР №03-2/190 от 6 мая 1965 года; заместителя главного санитарного врача Союза ССР №121-6/47-16 от 21 мая 1965 года; государственного комитета по делам строительства СССР (госстрой СССР) №АС-2482/073-22 от 22 мая 1965 года, а также приказа Миннефтехимпрома СССР от 18 октября 1971 года. Более того, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», как видно из письма Федерального медико – биологического агентства от 00.00.0000 года, включен в перечень организации, которые должны иметь санитарно – эпидемиологическое заключение на соответствие санитарно – защитной зоны требованиям санитарных норм и правил. Таким образом, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», как установлено судом, относится к промышленному объекту, для которого в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», разработка проекта санитарно – защитной зоны, является обязательной. Однако, несмотря на это ответчиком такой проект не разработан, что следует из письма ОАО от 00.00.0000 года и договора ... от 00.00.0000 года, согласно которым в настоящее время ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» лишь заключен договор на разработку проекта санитарно – защитной зоны. Согласно п. 4.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора города Салават об обязании ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» разработать проект расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны предприятия, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд не находит оснований и для изменения срока разработки ответчиком проекта расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны, предлагаемый прокурором в иске, поскольку представитель ответчика каких возражений по этому поводу не выразила, доказательств, подтверждающих необходимость переноса этого срока на более ранее или более позднее время, в суд не представила. На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковое заявление прокурора г. Салават, поданное в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Салаватнефтеоргсинтез» об обязании разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 00.00.0000 года - удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Салаватнефтеоргсинтез» разработать проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия в срок до 00.00.0000 года. Взыскать открытого акционерного общества «Салаватнефтеоргсинтез» государственную пошлину в доход государства в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: О.М. Абдрахманов Верно. Судья О.М. Абдрахманов Подлинный документ подшит в деле №2-1474/2010 Решение не вступило в законную силу _________________. Секретарь суда:_______________ Решение вступило в законную силу ___________________. Секретарь суда: ______________ Судья: ____________
Именем Российской Федерации