Дело №2-1528/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Салават 28 сентября 2010 г. Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Е.А.Якуниной при секретаре Е.М. Рыбаковой с участием истца М.С. Рахматуллиной, представителей ответчиков Р.Р. Мусабаровой, Н.А. Матвеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахматуллиной М.С. к Управлению труда и социальной защиты населения МТ и СЗН РБ по г. Салавату, Министерству финансов РФ о замене удостоверения о праве на льготы, об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм, УСТАНОВИЛ: Истец М.С. Рахматуллина обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования следующим: она является гражданином, подвергнувшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку Теча, добровольно выехала из (адрес) в 1966 году и относится к лицам, выехавшим добровольно из населенного пункта, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии на данном объединении. В силу Закона РФ от 20.05.1993 г. №495-1 на ряд категорий граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», распространено действие Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с выданным ей удостоверением она имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в п.11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статья 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предусматривает выплату гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 1 данного Федерального закона ежемесячной денежной компенсации в размере ... руб. Денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ... руб. она стала получать только с 00.00.0000г. и данную сумму она получает по настоящее время. Предусмотренная законом компенсация входит в возмещение ущерба здоровью и должна быть проиндексирована за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000, так как индексация данных выплат другими федеральными законами не установлена. По мнению истца механизм индексации компенсационных выплат должен быть аналогичен механизму индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. За периоды с 00.00.0000 г., с 00.00.0000 необходимо произвести индексацию с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда: 1,581 и 1,515. За период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 индексация должна осуществляться в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, что следует из Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 №11-П и Определения Конституционного суда РФ от 04.10.2005 г. №364-О. В период с 00.00.0000 суммы возмещения вреда подлежат индексации в соответствии с новой редакцией ст. 5 Закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ исходя из уровня инфляции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В период с 00.00.0000 подлежит применению индекс 1,1, с 00.00.0000 - 1,1, с 00.00.0000 - 1,085. Истец просила взыскать с ответчика образовавшуюся по причине неполной выплаты в течение 00.00.0000 сумм ежемесячной денежной компенсации, в размере ... руб. ... коп., обязать ответчика установить и выплачивать с 00.00.0000 ежемесячную компенсацию в размере ... руб. ... коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством. Впоследствии увеличив исковые требования, истец также просила обязать ответчика выдать ей новое удостоверение с указанием категории граждан, к которой она относится, предусмотренной п.6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вместо п.11 ст. 13 того же Закона, взыскать с ответчиков в ее пользу задолженность по ежемесячной денежной компенсации за 00.00.0000 гг. в сумме ... руб. ... коп. исходя из первоначального размера компенсации ... руб., обязать ответчиков установить и выплачивать с 00.00.0000 ежемесячную компенсацию в размере ... руб. ... коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством. В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также суду пояснила, что вред, нанесенный ее здоровью, в полном объеме не компенсируется в связи с неправильным определением ее статуса согласно Закону РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также не производится индексация выплачиваемых сумм. При определении ее статуса следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. №722, которым предусмотрено предоставление гражданам, эвакуированным (переселенным), а также выехавшим добровольно из населенных пунктов, указанных в приложении №2, льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, то есть пунктом 6 ст. 13 указанного Закона. Постановлением Правительства от 20.11.1999 г. №1281 приложение №2 дополнено пунктом 3, в котором указан населенный пункт (адрес). Поэтому истец полагает, что она относится к гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По статье 17 этого закона ей должны предоставляться льготы, в том числе предусмотренная пунктом 10 ст. 15 ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... руб., которые она никогда не получала. Довод УТиСЗН г. Салават о том, что она состоит на учете с 00.00.0000 г. не соответствует действительности, так как она имеет удостоверение от 00.00.0000, полученное там же. Вновь выданное удостоверение, оформленное в связи с выходом приказа от 00.00.0000 ... после ее неоднократного обращения, также содержит указание на применение льгот, установленных п.11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», несмотря на указанную в удостоверении дозу облучения, которую не могли бы получить граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение. Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения МТ и СЗН РБ по г. Салавату исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований М.С.Рахматуллиной отказать по следующим основаниям: по утверждению ответчика М.С. Рахматуллина состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Салават с 00.00.0000 года по заявлению как лицо, добровольно выехавшее из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Данная категория граждан отнесена к категории, предусмотренной п.11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на этих граждан распространяются меры социальной поддержки по ст.22 указанного закона, в которой выплата ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары и ежегодной компенсации за ущерб здоровью не предусмотрены. Однако для лиц, добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», статья 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» гарантирует ежемесячную денежную компенсацию в размере ... руб., которая и выплачивается М.С. Рахматуллиной с 00.00.0000. Пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, и входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета. В Федеральном законе от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» не предусмотрены ежегодные индексации. Выплата М.С. Рахматуллиной ежемесячной денежной компенсации производится в соответствии с действующим законодательством. Представитель соответчика Министерства финансов РФ исковые требования М.С.Рахматуллиной не признал, суду пояснил следующее: Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрены п.22 ст. 14 Закона от 15.05.1991 г. №1244-1. Федеральным законом от 07.08.2000 г. №122-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб. С учетом Постановления Конституционного суда от 19.06.2002 г. №11-П следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы упомянутым Постановлением Конституционного суда не была признана не конституционной. Кроме того, представитель ответчика поддержал доводы ответчика Управления труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Салават в части обоснованности отнесения М.С. Рахматуллиной к категории граждан, на которых распространяются положения п.11 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Суд, выслушав мнение сторон и исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования М.С. Рахматуллиной не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Федеральным законом от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» распространено действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на следующие категории граждан: - на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (п.3 ст.1 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ); - на граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр) (п.6 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ); на граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п.7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ). Согласно ст.6 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере ... рублей. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п.3 «Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», утвержденного приказом МЧС РФ от 24.04.2000 г. №229, удостоверения оформляются и выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании справок единого образца (далее - справка), выдаваемых органами исполнительной власти Челябинской, Свердловской, Курганской областей по форме, приведенной в приложении №1 к настоящему Положению. Согласно справке (адрес) ... от 00.00.0000 г. М.С. Рахматуллина проживала в (адрес) в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г., подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, откуда добровольно выехала в 1966 году, в (адрес) среднегодовая доза облучения составляет свыше 1 мЗв, также указано на то, что Рахматуллина относится к проживавшим в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. в (адрес), подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, получила накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а именно 17,2 сЗв. На основании данной справки Рахматуллиной было выдано 00.00.0000 г. удостоверение ...... Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В нем указано на право Рахматуллиной на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.11 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и ст. 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ. Доказательств обращения к ответчику за назначением компенсации с приложением всех необходимых документов до 00.00.0000 истцом не представлено. Довод истца о необходимости распространения на нее положений п.6 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суд находит несостоятельным, поскольку положения данного закона распространяются на лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, только в порядке, установленном Федеральным законом от 26.11.1998 г. №175-ФЗ. В свою очередь данный федеральный закон предусматривает возможность распространения льгот и компенсаций, установленных п.6 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», только на граждан эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично) подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в период с 1949 года по 1962 год включительно (п.3 ст.1 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ). Доказательств отнесения Рахматуллиной к данной категории ни ответчику, ни суду не представлено, как следует из справки (адрес) добровольный выезд из (адрес) состоялся уже после 1962 (адрес) того органом, выдавшим удостоверение, является Министерство труда и социальной защиты населения РБ, действия которого истцом не оспорены. Оснований для замены удостоверения и изменения категории граждан, имеющих право на льготы, в отношении Рахматуллиной не имеется. Ссылка Рахматуллиной на Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 г. №722 не влияет на отнесение ее к определенной категории граждан, имеющих право на льготы: Так, данным Постановлением вносились изменения в Постановление Правительства РФ от 08.10.1993г. №1005, которым утверждены «Критерии отнесения граждан (в том числе временно направленных или командированных) к категориям граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча» и «Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», которые действовали до введения в действие Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ, которым наряду с категориями граждан, предусмотренными в ранее действовавшем Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20.05.1993 г. №4995-1, предусмотрены и дополнительные категории граждан и иной порядок применения льгот. В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.10.1993г. №1005 подлежит применению в редакции Постановления от 20.11.1999 г. №1281. В числе мер социальной поддержки, установленных для граждан, указанных в пункте 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», компенсации на приобретение продовольственных товаров нет. Установленная ст. 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ компенсация в размере ... руб. выплачивается истцу с 01.01.2006 г., что подтверждено справкой ответчика. Названная компенсация, по существу, является формой возмещения вреда здоровью граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах на определенных территориях в результате получения ими накопленной эффективной дозы облучения вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Действующее нормативное правовое регулирование, включая ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк» и ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не предполагая лишения указанных выше категорий граждан права на индексацию ежемесячной денежной компенсации, в то же время не устанавливает каких-либо механизмов ее увеличения. В связи с этим произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», до установления соответствующего правового регулирования не представляется возможным. Как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, или гражданам имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с иными федеральными законами, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. При таких обстоятельствах требования М.С. Рахматуллиной о замене удостоверения о право на льготы и об индексации получаемой ежемесячной компенсации, установленной на основании ст. 9 Федерального закона от 26.11.1998 г. №175-ФЗ, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Рахматуллиной М.С. к Управлению труда и социальной защиты населения МТ и СЗН РБ по г. Салавату, Министерству финансов РФ о замене удостоверения о праве на льготы, об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм, - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ. Судья, подпись Копия верна Судья Е.А. Якунина Решение не вступило в законную силу 28.09.2010