2-1837/2010(Решение)



Дело №2-1837/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г.Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдрахмановой Э.Я.,

при секретаре Якушиной Т.К.,

c участием истца Тюриной О.П.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ Старцева И.Н., действующего на основании доверенности ... от 00.00.0000 (доверенность действительна до 00.00.0000),

представителя третьего лица МУ «Отдел здравоохранения» городского округа город Салават РБ Шакировой А.Р., действующей на основании доверенности от 00.00.0000 (доверенность выдана сроком на два года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюриной О.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Салават РБ о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Тюрина О.П. обратилась с исковым заявлением в суд Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Салават РБ (далее ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ) о назначении досрочной трудовой пенсии. Свои требования мотивировала тем, что 00.00.0000 она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что выработала необходимый стаж лечебной деятельности, и представила соответствующие документы. В назначении пенсии ей отказано по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности. Ответчиком ей не засчитаны периоды трудовой деятельности в должности (должность) Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С отказом ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости истица не согласна, так как, то обстоятельство, что ранее Детская больница и Психоневрологический диспансер входили в структуру МУ «Отдел здравоохранения» ГО г. Салават РБ, не должно влиять на ее право на пенсию, её трудовые обязанности независимо от переименования ЛПУ и Горздравотдела оставались прежними и не подвергались изменениям, кроме того, она не наделена правом на внесение изменений и дополнений в наименование лечебных учреждений и их статуса. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации истица просила включить в специальный стаж, ссылаясь на положения ст. 187 Трудового кодекса РФ и ранее действующего КЗоТ, которым предусматривалась и предусматривается оплата среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации.

Истица просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ включить в стаж лечебной деятельности периоды её трудовой деятельности в должности участковой медицинской сестры Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 (в том числе с 00.00.0000 по 00.00.0000 нахождение на курсах повышения квалификации), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имевшие место с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением - с 00.00.0000.

В судебном заседании Тюрина О.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и пояснила, что стаж её лечебной деятельности составляет более 30 лет, она представила ответчику все необходимые справки, все периоды работы отражены в трудовой книжке.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Салават РБ Старцев И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, против удовлетворения исковых требований Тюриной возражал, указывая, что Тюрина О.П. по состоянию на 00.00.0000 имеет стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения ... год ... месяца ... день, то есть отсутствуют основания для удовлетворения ее требований.

Работа истицы в Детской больнице г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата с 00.00.0000 до 00.00.0000, что составляет ... лет ... мес. ... дней (в том числе с 00.00.0000 по 00.00.0000 нахождение на курсах повышения квалификации - ... месяц ... дней), не может быть засчитана в специальный стаж, так как данное учреждение не имеет статуса юридического лица, что является необходимым условием после введения в действие Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утвержденых ВС РФ 00.00.0000г. .... Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, что составляет ... мес. ... день, не подлежат зачету в специальный стаж, так как их включение в стаж лечебной деятельности не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 г. ....

Привлеченный в качестве третьего лица представитель МУ «Отдел здравоохранения» городского округа город Салават Шакирова А.Р., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования Тюриной, пояснив, что Детская больница г. Салавата и Психоневрологический диспансер г. Салавата ранее входила в структуру отдела здравоохранения и согласно лицензии выданной отделу здравоохранения указанные структурные подразделения осуществляли лечебную деятельность. Согласно требованиям Основ законодательства об охране здоровья граждан, медицинские работники осуществляют свою деятельность на основании сертификатов и в течение каждой пятилетки обязаны подтверждать свою квалификацию, соответственно, обязаны проходить курсы повышения квалификации. В эти периоды им начисляется средняя заработная плата и соответственно, работодателем перечисляются страховые взносы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Тюриной О.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Правительство РФ, реализуя свое право на утверждение списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, предоставленное ему п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвердило своим постановлением № 781 от 29.10.2002 г.: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данные Списки и Правила применяются к периодам лечебной деятельности после вступления их в силу, могут быть применимы также и к более ранним периодам деятельности. До 1 ноября 2002 года при подсчете стажа лечебной деятельности применялись и применяются в настоящее время в отношении периодов работы до указанной даты следующие нормативные акты: к периодам работы до 1.11.1999 - «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464; к периодам работы после 01.11.1999 и до 01.11.2002 - «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

В соответствии с указанными Списками и Правилами в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке, при условии, что эта работа протекала в учреждениях, которые также указаны в Списке.

Согласно трудовой книжке и уточняющим справкам, Тюрина О.П. работала в должности (должность) Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата в периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000 и с 00.00.0000 по 00.00.0000 (в том числе с 00.00.0000 по 00.00.0000 находилась на курсах повышения квалификации).

Представленные Тюриной справки и свидетельства говорят о том, что в периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 она находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно решению ответчика об отказе в установлении пенсии № ... от 00.00.000000.00.0000, Тюриной О.П. не включены в специальный стаж периоды ее работы в должности участковой медицинской сестры Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата в периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000 и с 00.00.0000 по 00.00.0000 (в т.ч. с 00.00.0000 по 00.00.0000 - нахождение на курсах повышения квалификации) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000.

Давая оценку доводу ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации ... от 00.00.0000 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы Тюриной О.П. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, подлежат полному удовлетворению требования истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, что составило ... месяц ... дней, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, что составило ... месяц ... день и общей продолжительностью ... месяца ... дней (... месяц ... дней + ... месяц ... день).

Согласно справке МУ Отдела здравоохранения городского округа г. Салават, уставам и положению об Отделе здравоохранения от 00.00.0000, Детская больница г. Салавата и Психоневрологический диспансер г. Салавата, в периоды работы в них Тюриной О.П., входили в структуру отдела здравоохранения и не имели статуса юридического лица. Согласно лицензии выданной отделу здравоохранения указанное структурное подразделение осуществляло лечебную деятельность.

Действовавший в период до 01.11.1999 и применяемым к периодам работы Тюриной до 01.11.1999 Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусматривалось включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работы врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Минтруда от 14.05.2001 №38 устанавливалось, что работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

В Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, включён психоневрологический диспансер.

Оценивая довод ответчика о том, что периоды работы Тюриной О.П. в данных учреждениях не подлежат включению в медицинский стаж, так как учреждения не являлись юридическим лицом, следует отметить, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, либо ставил в зависимость назначение такой пенсии от наличия статуса юридического лица, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

То обстоятельство, что данное учреждение не имело статуса юридического лица и являлось структурным подразделением отдела здравоохранения, не должно влиять на право заявительницы на включении периода ее работы в данной больнице в специальный стаж лечебной деятельности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, в своем письме от 00.00.0000 № ... Пенсионный фонд РФ дал следующее разъяснение: учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, Пенсионный фонд РФ полагал возможным при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией. Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 00.00.0000 и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.

Таким образом, требование истицы Тюриной О.П. о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды её работы в должности участковой медицинской сестры Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 подлежит удовлетворению.

С учетом периода работы Тюриной в должности участковой медицинской сестры Детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, что составляет ... лет ... месяц ... дней (в том числе с 00.00.0000 по 00.00.0000 нахождение на курсах повышения квалификации - ... месяц ... дней); с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, что составляет ... месяц ... и в общей сложности составляют ... лет ... месяцев ... дней. Стаж лечебной деятельности Тюриной О.П., на день обращения за пенсией на 00.00.0000 года составляет - ... лет ... месяца ... дней (... год ... месяца ... день (включен в специальный стаж)+ ... лет ... месяцев ... дней).

Указанного стажа достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

В связи с этим требования Тюриной О.П. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Салават Республики Башкортостан о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тюриной О.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Салават РБ о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Салават РБ засчитать Тюриной О.П. в стаж лечебной деятельности:

- периоды трудовой деятельности с 00.00.0000 по 00.00.0000 (в том числе с 00.00.0000 по 00.00.0000 нахождение на курсах повышения квалификации), с 00.00.0000 по 00.00.0000 - в должности (должность) детской больницы г. Салавата и Психоневрологического диспансера г. Салавата;

- периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 - нахождение на курсах повышения квалификации;

- назначить Тюриной Ольге Петровне досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения за пенсией - с 00.00.0000 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Салаватский городской суд РБ в течение 10 дней после его вынесения и оглашения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салаватский городской суд РБ.

Председательствующий Э.Я. Абдрахманова

Решение не вступило в законную силу 26.10.210