2-2334/2010 (Решение)



Дело №2-2334/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Салават                                          26 ноября 2010 г.

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Е.А.Якуниной

при секретаре Е.М. Рыбаковой

с участием истца Е.В. Котлобулатовой, представителя истца адвоката Ф.М. Гафуровой, представителя ответчика И.Н. Старцева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котлобулатовой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Салават о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Истец Е.В. Котлобулатова обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования следующим: Решением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Салават №... от 00.00.0000 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей было отказано в связи с отсутствием 25 лет стажа педагогической деятельности. Однако с решением ответчика она не согласна, так как по ее мнению ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж следующие периоды работы: с 00.00.0000 по 00.00.0000 - работа в должности (данные изъяты) в средней школе №... (адрес), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, период работы в должности (данные изъяты) в МОУ ДОД «(данные изъяты)» с 00.00.0000 по 00.00.0000. Период работы в должности (данные изъяты) по мнению истца должен быть засчитан в стаж на основании постановления Совета Министров от 17.12.1959 г. №1397, поскольку изменение условий установления пенсии является ограничением конституционного права гражданина на социальное обеспечение. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж, поскольку за эти периоды производится уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и повышение квалификации является обязательным условием педагогической деятельности. Период же работы в должности (данные изъяты) по мнению истца подлежит включению в специальный стаж, так как условие о наличии по состоянию на 00.00.0000 педагогической деятельности не менее 16 лет 8 месяцев соблюдается. Истец просила обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000 - работу в должности (данные изъяты) в средней школе №... (адрес), с 00.00.0000 по 00.00.0000 - работу в должности (данные изъяты) в МОУ ДОД «(данные изъяты)», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты подачи ею заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Салават - с 00.00.0000.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ - Управления ПФР в г. Салават И.Н. Старцев исковые требования не признал, против удовлетворения исковых требований Котлобулатовой возражал, указывая следующее: правом на досрочное назначение трудовых пенсий по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ обладают граждане, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно п.3 ст. 1 данного Федерального закона порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления этих пенсий отдельным категориям граждан определяются Правительством РФ. В целях реализации права по утверждению списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, Правительством РФ утверждены соответствующие Списки и Правила. Нахождение истца на курсах повышения квалификации не может быть зачтено в специальный стаж, так как включение данных периодов не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 11.07.2002 г. №516. Работа истца в должности (данные изъяты) не подлежит зачету в специальный стаж, так как не выполнено условие о том, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на такую пенсию, что было прямо предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397. Работа Котлобулатовой в должности (данные изъяты) в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей МОУ ДОД «(данные изъяты)» с 00.00.0000 по 00.00.0000 не может быть засчитана в специальный стаж, так как не выполнены условия, предусмотренные пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781, а именно наличие факта работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного указанным Постановлением и наличие на 1 января 2001 стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Поскольку по состоянию на 00.00.0000 педагогический стаж Котлобулатовой составил 14 лет 11 месяцев 22 дня, то ее требование о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворению не подлежит.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Котлобулатовой подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. №319-ФЗ) право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Правительство РФ, реализуя свое право на утверждение списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, предоставленное ему п.3 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвердило своим постановлением №781 от 29.10.2002 г.: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные Списки и Правила применяются к периодам педагогической деятельности после вступления их в силу, могут быть применимы также и к более ранним периодам педагогической деятельности. До 1 ноября 2002 г. при подсчете педагогического стажа применялись и применяются в настоящее время в отношении периодов работы до указанной даты следующие нормативные акты: к периодам работы до 1.11.1999 г. - «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463; к периодам работы после 1.11.1999 г. и до 1.11.2002 г. - «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067.

В соответствии с указанными Списками и Правилами в стаж педагогической деятельности включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке, при условии, что эта работа протекала в учреждениях, которые также указаны в Списке.

Согласно представленным справкам истец в периоды работы в должности (данные изъяты) (адрес) находилась на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000

Давая оценку доводу ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, суд принимает во внимание следующее: Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000 продолжительностью 6 дней.

В период до 01.10.1993 при назначении пенсий за выслугу лет применялось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397. Исходя из конституционных принципов правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения данное положение может быть применено и при подсчете стажа истца за период до 01.10.1993 г.

Согласно представленным истцом трудовой книжке и справкам в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 она работала в должности (данные изъяты) в средней школе №... (адрес), что составляет 9 лет 2 мес. 3 дня. Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 работа в данной должности засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения. Однако пунктом 4 указанного Положения предусматривалось включение данной деятельности в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. То есть данная работа подлежала включению в стаж при условии, что 16 лет 8 мес. (2/3 от 25 лет) отработано в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ответчиком не оспариваются и включены в стаж работы по специальности истца периоды работы общей продолжительностью 14 лет 11 мес. 22 дня, что следует из решения об отказе в установлении Котлобулатовой пенсии от 00.00.0000. С учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации продолжительностью 6 дней педагогический стаж истца составит 14 лет 11 месяцев 28 дней, что меньше 16 лет 8 месяцев. Тем самым не соблюдается условие для включения в стаж педагогический деятельности работы в должности (данные изъяты), установленное в п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397. Не будет соблюдено это условий и при включении в стаж работы истца периода ее работы в должности (данные изъяты) с 00.00.0000 по 00.00.0000 составляющего 10 мес. 7 дней. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Е.В. Котлобулатовой о включении в специальный стаж периода работы в должности старшей пионервожатой не имеется.

Пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичное положение о зачете в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии периодов работы в учреждениях дополнительного образования содержалось и в п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, применяемого к периодам работы до 00.00.0000

Как установлено по представленным истцом документам, с 00.00.0000 и до дня обращения за пенсией 00.00.0000 она работает в должности (данные изъяты) в МОУ ДОД «(данные изъяты)».

Должность (данные изъяты) в учреждении дополнительного образования «(данные изъяты)» указана в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, утвержденного Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781.

Однако факт работы Котлобулатовой в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка ничем не подтвержден. В указанный период согласно трудовой книжке и уточняющим справкам она работала в должности воспитателя в общеобразовательной школе-интернате, то есть в должности и учреждении, указанных соответственно в пункте 1 раздела "Наименование должностей" и в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка.

Таким образом, условие пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, о наличии факта работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, не соблюдается. При таких обстоятельствах отказ ответчика во включении периода работы Котлобулатовой с 00.00.0000по 00.00.0000 в педагогический стаж является обоснованным и законным.

Как отмечено в Определении Конституционного суда РФ от 16.04.2009 г. №567-О-О само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность преподавателя после 1 января 2001 года.

Таким образом, исковые требования Котлобулатовой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения за ней удовлетворению не подлежат, так как отсутствует предусмотренный пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» необходимый стаж для назначения такой пенсии.

    

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котлобулатовой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Салават о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью - удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Салават Республики Башкортостан включить в стаж педагогической деятельности Котлобулатовой Е.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000

В остальной части исковых требованийКотлобулатовой Е.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Салават - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Судья, подпись                                                                                        

Копия верна, судья       Е.А. Якунина

Решение не вступило в законную силу 02.12.2010 г.