РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Салават 24 января 2011 г. Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: Председательствующего судьи Габдрахманова Р.Р. при секретаре Потемкиной И.А. с участием истца Кантюковой В.Х., представителя ответчика Старцева И.Н., представителя третьего лица Шакировой А.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кантюковой В.Х. к ГУ (данные изъяты) РФ в г.Салават о включении в стаж лечебной деятельности периодов работы и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Кантюкова В.Х. обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования следующим: 00.00.0000 она обратилась в (данные изъяты) в (адрес) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что выработала необходимый стаж лечебной деятельности, и представила соответствующие документы. Однако в назначении пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности. При этом ответчик не засчитывает ей периоды трудовой деятельности в должности медицинской сестры в наркологическом диспансере, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. С отказом ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости истица не согласна, так как наличие статуса юридического лица или его отсутствие у наркологического диспансеров, в котором она работает, не должно влиять на ее право на пенсию, она не наделена правом на внесение изменений и дополнений в наименование лечебных учреждений. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец просила включить в специальный стаж, ссылаясь на положения ст. 187 Трудового кодекса РФ и ранее действующего КЗоТ, которым предусматривалась и предусматривается оплата среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации. Истец просит обязать (данные изъяты) в (адрес) включить в стаж лечебной деятельности период ее работы: в должности медсестры (данные изъяты) (данные изъяты)» городского округа (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 (без учета периодов с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 - ухода за ребенком до 1,5 лет; и периодов с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 - ухода за ребенком до 3-х лет) с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением с 00.00.0000 В судебном заседании истец поддержала исковые требования. Истец указала на то, что стаж лечебной деятельности составляет более 30 лет, она представила ответчику все необходимые справки, все периоды работы отражены в трудовой книжке. Представитель ответчика (данные изъяты) (адрес) исковые требования не признал, против удовлетворения исковых требований Кантюковой В.Х. возражал, указывая следующее: правом на досрочное назначение трудовых пенсий по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 данного Федерального закона в редакции Федерального закона от 00.00.0000 № 319-ФЗ обладают граждане, осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В целях реализации права по утверждению списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, Правительством РФ утверждены соответствующие Списки и Правила. Работа истицы в должности медсестры (данные изъяты) (адрес) не может быть засчитана в специальный стаж, так как данные учреждения не имеют статуса юридического лица, что является необходимым условием после введения в действие Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. №5487-1. Кроме того, данное учреждение в период работы именовалось диспансером №6, что не предусматривалось номенклатурой учреждений здравоохранения и Списками учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства №1066 и №781. Периоды нахождения заявительницы на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж, так как их включение в стаж лечебной деятельности не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516. Поскольку по состоянию на 00.00.0000 стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения Кантюковой В.Х. составляет 00.00.0000, то отсутствуют основания для удовлетворения ее требований. Привлеченный в качестве третьего лица представитель (данные изъяты) Салават, Шакирова А.Р. поддержала исковые требования Кантюковой В.Х., пояснив, что наименования наркологический диспансер до настоящего времени является структурным подразделением Отдела здравоохранения. Наименование и функции диспансеров не изменялись за весь период работы Кантюковой В.Х., номера диспансеров вводились для указания на справках в целях недопущения нарушения прав пациентов. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Кантюковой В.Х. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Правительство РФ, реализуя свое право на утверждение списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, предоставленное ему п.3 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвердило своим постановлением №781 от 29.10.2002 г.: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данные Списки и Правила применяются к периодам лечебной деятельности после вступления их в силу, могут быть применимы также и к более ранним периодам деятельности. До 1 ноября 2002 г. при подсчете стажа лечебной деятельности применялись и применяются в настоящее время в отношении периодов работы до указанной даты следующие нормативные акты: к периодам работы до 1.11.1999 г. - «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464; к периодам работы после 1.11.1999 г. и до 1.11.2002 г. - «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066. В соответствии с указанными Списками и Правилами в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке, при условии, что эта работа протекала в учреждениях, которые также указаны в Списке. Согласно трудовой книжке и уточняющим справкам Тимербулатова Р.Р. работала в должности медсестры (данные изъяты) городского округа (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 (день обращения в (данные изъяты) (адрес)), где работает по настоящее время. Представленные Кантюковой В.Х. справки и свидетельства свидетельствуют о том, что фактически в периоды с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000г.она находилась на курсах повышения квалификации. Согласно решению ответчика об отказе в установлении пенсии Кантюковой В.Х. от 00.00.0000 ответчиком засчитаны в специальный стаж лечебной деятельности и не оспариваются периоды работы Кантюковой В.Х. продолжительностью 16 лет 9 месяцев 14 дней на день обращения в (данные изъяты) (адрес). При этом не включены в специальный стаж Кантюковой В.Х. периоды ее работы в должности медсестры (данные изъяты) (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 Давая оценку доводу ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, суд принимает во внимание следующее: согласно ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При таких обстоятельствах, подлежат полному удовлетворению требования истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 общей продолжительностью 3 месяца 24 дня. Согласно справке (данные изъяты) (адрес) и уставам, положению об Отделе здравоохранения от 00.00.0000 наркологический диспансер на протяжении всего периода работы в данном учреждении Кантюковой В.Х. являлся структурным подразделением (данные изъяты) и не имел статуса юридического лица, его функции не изменялись. В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением №781 от 29.10.2002 г., включен наркологический диспансер. Оценивая довод ответчика о том, что периоды работы Кантюковой В.Х. в данных учреждениях не подлежат включению в медицинский стаж, так как учреждения не являлись юридическим лицом, следует отметить, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 00.00.0000 ...-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, либо ставил в зависимость назначение такой пенсии от наличия статуса юридического лица, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. То обстоятельство, что данное учреждение не имело статуса юридического лица и являлось структурным подразделением отдела здравоохранения, не должно влиять на право заявительницы на включение периода ее работы в данной больнице в специальный стаж лечебной деятельности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, в своем письме от 00.00.0000 ... (данные изъяты) дал следующее разъяснение: Учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, Пенсионный фонд РФ полагал возможным при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией. Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 00.00.0000 и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. Кроме того, действовавшим в период до 00.00.0000 и применяемым к периодам работы Кантюковой В.Х. до 00.00.0000 Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 предусматривалось включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работы врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Минтруда от 00.00.0000 ... устанавливалось, что работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. Введение в наименование диспансеров нумерации не изменяет их профиль и наименование. Таким образом, требование истицы о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода ее работы в должности медсестры наркологического диспансера (данные изъяты) (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 подлежит удовлетворению. С учетом периода работы Кантюковой В.Х. в должности медсестры наркологического диспансера (данные изъяты) (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 (10 лет 11 месяцев 18 дней), с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 (3 месяца 24 дня), что составляет в общей сложности 11 лет 3 месяца 12 дней, стаж лечебной деятельности Кантюковой В.Х. составит на день обращения за пенсией 00.00.0000 - 28 лет 12 дней(11 лет 3 мес. 12 дн. + 16 лет 9 месяцев 14 дней).Указанного стажа недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. В связи с этим требования истицы к государственному учреждению (данные изъяты) (адрес) Башкортостан о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кантюковой В.Х. к (данные изъяты) в (адрес) о включении в стаж лечебной деятельности периодов работы и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, - удовлетворить частично. Обязать государственное учреждение (данные изъяты) в (адрес) Башкортостан включить в стаж лечебной деятельности Кантюковой В.Х., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 00.00.0000 №173-ФЗ, период ее работы в должности медсестры наркологического диспансера МУ «Отдел здравоохранения» городского округа (адрес) с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000, с 00.00.0000 по 00.00.0000 В остальной части исковых требований Кантюковой В.Х. к (данные изъяты) (адрес) - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ. Судья Габдрахманов Р.Р. Копия верна: судья Габдрахманов Р.Р. Подлинный документ подшит в деле № 2 - 298/2011 Салаватского городского суда Республике Башкортостан. Решение не вступило в законную силу ______________________. Секретарь суда:_______________ Решение вступило в законную силу ________________. Секретарь суда:_______________ Судья:______________