2-1270/2011 (Решение)



Дело №2-1270/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

5 апреля 2011 года                                                                                  г. Салават РБ         

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдрахманова О.М.,

при секретаре Захаровой К.О.,

с участием представителя истца Механошина В.В. Механошиной О.А. (действующей по доверенности от 00.00.0000), представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Салават РБ Попенкова С.В. (действующего по доверенности ... от 00.00.0000),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Механошина В.В. об оспаривании действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Салават РБ,

у с т а н о в и л :

Механошин В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действии Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Салават РБ (далее ИФНС России по г. Салават РБ), мотивируя тем, что ИФНС России по г. Салават РБ незаконно и необоснованно отказал ему в перерасчете налога на принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство - автомобиль (а/м), относящегося к категории «В», исходя из льготной налоговой ставки, установленной по Республике Башкортостан 15 рублей с каждой лошадиной силы.

В судебном заседании представитель истца Механошина В.В. Механошина О.А. заявление поддержала, обстоятельства, на которые Механошин В.В. ссылается как на основания своих требований, подтвердила. Просила обязать ИФНС России по г. Салават РБ произвести перерасчет транспортного налога за 00.00.0000 год за автотранспортное средство (а/м), принадлежащий Механошину В.В. по налоговой ставке 15 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Представитель ИФНС России по г. Салават РБ Попенков С.В. в судебном заседании заявление Механошина В.В. не признал, просил в его удовлетворении отказать. Пояснил, что оснований для перерасчета транспортного налога не имеется, поскольку автотранспортное средство (а/м) относится к типу автобус.

Выслушав объяснения сторон, обсудив их доводы, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357 Налогового кодекса РФ, устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII.

В соответствии с упомянутым выше ОКОФ к подразделу «Средства транспортные» относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, в том числе, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы).

В составе подраздела «Средства транспортные» объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан «О транспортном налоге» на территории Республики Башкортостан установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в Республике Башкортостан.

Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 июня 1997 года N 399/388/195 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1445» утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.

В соответствии с п. 2.2.3 Положения в строке 3 паспорта транспортного средства «Наименование (тип транспортного средства (ТС))» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Из п. 2.2.4 Положения следует, что в строке 4 «Категория транспортного средства (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29 апреля 1974 года.

При этом к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории «С» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года.

В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т. и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «M1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; «M1С» - механические ТС специального назначения (автодом); «N1» - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 7 мая 2003 года N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);

Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года N САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 года N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 года N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 года, N 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 3 марта 2004 года N БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 года N 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.

Из материалов дела следует, что Механошин В.В. является собственником ТС - автомашины (а/м), категории «В» с особыми отметками в ПТС и свидетельстве о регистрации о том, что автомобиль является специальным пассажирским ТС (... мест), масса без нагрузки составляет ... кг., разрешенная максимальная масса - ... кг., мощность двигателя ... кВт.

Транспортный налог за указанное ТС исчислен для Механошина В.В. ИФНС России по г. Салават РБ как для автобуса.

Между тем, указанное транспортное средство в техпаспорте и ПТС как грузовой автомобиль или автобус не классифицировано, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг. и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

Следовательно, спорный автомобиль заводом изготовителем и регистрирующим органом отнесен к легковым автомобилям.

В то же время из анализа приведенных выше положений следует, что категория «B», указанная как заводом изготовителем, так и регистрирующим органом, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

Суд, оценив все обстоятельства с типом спорного автомобиля, а также применив приведенные выше положения Классификатора и Конвенции с учетом положения ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ о толковании всех неустранимых сомнении, противоречии и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, приходит к выводу, что спорный автомобиль относится к категории именно легковых.

Доказательств обратного, в том числе того, что спорный автомобиль Механошиным В.В. использовался для перевозок грузов или в иных целях, налоговым органом в суд не представлено и при налогообложении не исследовалось.

При таких обстоятельствах, отнесение транспортного средства, принадлежащего Механошину В.В. к категории «В», т.е. легковых автомобилей, как считает суд, дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей.

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан в редакции от 26 марта 2009 года №100-3 «О транспортном налоге» налоговые ставки на территории Республики Башкортостан устанавливаются в следующих размерах:

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 рублей;

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 35 рублей;

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,10 кВт) включительно - 50 рублей;

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,10 кВт до 183,90 кВт) включительно - 75 рублей;

свыше 250 л.с. (свыше 183,90 кВт) - 150 рублей.

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) :

до 200 л.с. (до 147,1кВт) включительно - 50 рублей;

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) - 100 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, налоговые ставки для физических лиц, владельцев одного зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, двух и более зарегистрированных в установленном законом порядке транспортных средств - по выбору за одно транспортное средство устанавливается в следующих размерах :

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 7,5 рублей;

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 15 рублей;

Механошин В.В. является владельцем двух зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств, в том числе спорного легкового автомобиля с мощностью двигателя ... кВТ или же ... л.с.

Следовательно, по его выбору, он имеет право на льготное налоговое обложение на спорный легковой автомобиль, исходя налоговой ставки 15 рублей за каждую лошадиную силу.

При таких обстоятельствах, действия налогового органа по начислению Механошину В.В. транспортного налога на спорный автомобиль как на автобус, исходя налоговой ставки, установленной для автобусов в размере 50 рублей с каждой лошадиной силы мощности двигателя автомобиля, нельзя признать правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление Механошина В.В. об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Салават РБ произвести перерасчет транспортного налога за 00.00.0000 год за автотранспортное средство (а/м), принадлежащий Механошина В.В. по налоговой ставке 15 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства - удовлетворить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Салават РБ произвести перерасчет транспортного налога за 00.00.0000 год за автотранспортное средство (а/м), принадлежащий Механошина В.В. по налоговой ставке 15 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, чем устранить допущенное нарушение прав Механошина В.В..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Судья        Абдрахманов О.М.

      Верно.            Судья                                        Абдрахманов О.М.

Подлинный документ подшит в деле №2-1270/2011

Решение не вступило в законную силу 06.05.2011.           Секретарь суда:_______________

Решение вступило в законную силу ___________________.

Секретарь суда: ______________          Судья: ____________