2-1618/2011 (Решение)



Дело №2-1618/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Салават                                            6 июля 2011 г.

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Е.А.Якуниной

при секретаре Л.Р. Труханенко

с участием представителя истца С.Г. Гумеровой, представителя ответчика Т.К. Якушиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аминевой Г.А. к Администрации городского округа город Салават, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Г.А. Аминева обратилась с исковым заявлением к Администрации городского округа город Салават и Правительству Республики Башкортостан, мотивируя свои требования следующим: она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с 00.00.0000 по 00.00.0000 находилась на воспитании в ... детском доме на полном государственном обеспечении. С 00.00.0000 она обучалась в ПТУ №..., во время обучения ей предоставлялась комната в общежитие. По окончании обучения ни администрация ПТУ, ни администрация детского дома не разъясняли ей право на внеочередное получение жилья. Истец полагает, что как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ приобрела право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения. Однако ответчики до настоящего времени свою обязанность по предоставлению ей жилья не исполнили. В период работы в ... с 00.00.0000 до 00.00.0000 ей предоставлялась комната в общежитие, после увольнения ей по просьбе Администрации г. Салават предоставляли комнату в общежитие от ПТУ №..., где она прожила 4 месяца, потом ей пришлось снимать жилье. О праве на получение жилья она узнала только 00.00.0000 от других детей сирот, которые квартиры получили. 00.00.0000 она встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но состоит в общей очереди, а не в льготной. С этим вопросом она обращалась в Администрацию, однако в переводе на льготную очередь ей было отказано по мотиву достижения 23 лет. Истец просит обязать ответчиков обеспечить е жилым помещением по договору социального найма вне очереди.         

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что до достижения Аминевой возраста 23 лет Администрация г. Салават своей обязанности по предоставлению истцу жилья не выполнила, ее право на внеочередное получение жилья не разъяснила.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Салават в судебном заседании иск Аминевой не признали, пояснили, что Г.А. Аминева с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья обратилась уже после достижения 23 лет, а именно в 00.00.0000, при таких обстоятельствах она не может быть обеспечена жильем по нормам законодательства, предусматривающим обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того Администрация городского округа город Салават не является надлежащим ответчиком по данным требованиям, так как обеспечение жильем детей-сирот осуществляет после получения денежных средств, выделяемых на эти цели из бюджета Республики Башкортостан.

Представитель привлеченного в качестве соответчика Правительства Республики Башкортостан в суд не явился, учитывая мнение сторон, надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие соответчика. В письменных возражениях по иску Аминевой ответчик Правительство РБ просило в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на распространение норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ на детей-сирот до достижения ими 23 лет. По утверждению ответчика Аминева или ее законные представители с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье до указанного возраста не обращались.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает исковое заявление Аминевой не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержит и ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27.10.1998 г. №188-з.

Порядок постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержден пунктом 7 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 №200 в редакции Постановления Правительства РБ от 21.01.2011 №7. До введения в действие данного порядка применялся общий порядок постановки на учет для предоставления жилых помещений, закрепленный в Жилищном кодексе РФ, что следует из системного толкования приведенных норм.

Таким образом, исходя из приведенных норм одним из основных условий для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющих закрепленного за ними жилья, являются постановка их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, которая в свою очередь в силу ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ носит заявительный характер.

В силу ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ его положения, в том числе в части дополнительных социальных гарантий по обеспечению жильем распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет. Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 19.10.2010 №1281-О-О, данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Как установлено судом, истец Аминева Г.А. родилась 00.00.0000 и, оставшись без попечения родителей, с 00.00.0000 по 00.00.0000 находилась на воспитании в ... детском доме на полном государственном обеспечении. Аминева состоит на учете в качестве нуждающейся в жилье со 00.00.0000.

Суду не представлено никаких доказательств того, что Г.А. Аминева обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья до 00.00.0000. При таких обстоятельствах, поскольку истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье не обратилась, оснований для распространения на нее норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ и предоставления ей жилья по договору социального найма вне очереди не имеется.

Кроме того, из приведенных выше норм, в частности Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 №200, следует, что в функции Правительства РБ в области дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо издания нормативных актов входит издание распоряжений о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, но никак не обеспечение напрямую жильем конкретных лиц.

За ответчиками законодательно не закреплена обязанность по внеочередному обеспечению жильем в отсутствии заявлений лиц, нуждающихся в его предоставлении, обязанность по разъяснению этим лицам права на внеочередное обеспечение жильем на ответчиков также не возложена, права обращаться в интересах указанных лиц после достижения ими совершеннолетнего возраста у Администрации городского округа город Салават не имеется. Кроме того, законодательно закреплено право на меры социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей уже после достижения этими лицами совершеннолетия вплоть до 23-летнего возраста, что является дополнительной гарантией государства указанным гражданам, однако истец данными мерами социальной поддержки до достижения указанного возраста не воспользовалась.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Аминевой Г.А. к Администрации городского округа город Салават, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Судья, подпись

Копия верна, судья                                                                        Е.А. Якунина

Решение не вступило в законную силу 12.07.2011