Дело №2-1855/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Салават 14 июля 2011 г. Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Е.А.Якуниной при секретаре Л.Р. Труханенко с участием истца М.Г. Сечиной, представителей истца В.Н. Сечина и И.У. Ярмакова, представителя ответчика И.Н. Старцева рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сечиной М.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Салават о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Истец М.Г. Сечина обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования следующим: на основании Указа Президента РФ от 09.11.2010 №УП-641, Трудового кодекса РФ и Конституции РФ истец полагает, что размер ее пенсии не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, в связи с чем истец просит обязать Управление ПФР в г. Салават пересчитать ей пенсию с начала выхода на пенсию, обязать ответчика выплачивать ей пенсию с 00.00.0000 в размере ... руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме ... руб. В судебном заседании истец и его представители поддержали исковые требования по основаниям, приведенным в иске, представитель истца настаивал на том, что размер пенсии истца должен соответствовать размеру прожиточного минимума для трудоспособного населения, полагая, что установление пенсии в меньшем размере является дискриминацией истца. Размер пенсии истец и представители просили пересчитать с 00.00.0000, однако не оспаривая соответствие размера пенсии пенсионному законодательству, полагая применимыми к данным правоотношениям нормы Трудового кодекса РФ. Представитель ответчика ГУ - Управления ПФР в г. Салават И.Н.Старцев исковые требования не признал, против удовлетворения исковых требований Сечиной возражал, указывая следующее: по требованиям Сечиной о перерасчете пенсии с 00.00.0000 истек срок давности обращения в суд. Что касается расчета размера ее пенсии с 1 января 2002 г., то с указанной даты вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсия в РФ», то расчет размера пенсии Сечиной был произведен в соответствии с нормами данного закона, С 1 января 2010 Федеральным законом устанавливается выплата федеральной социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, определенная в соответствии с частями 2 и 3 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ в субъекте РФ по месту его проживания. Законом РБ от 21.10.2009 установлен прожиточный минимум пенсионера в РБ на 2010 для определения социальной доплаты к пенсии в размере 3 939 руб., размер пенсии Сечиной на 01.01.2010 составлял ... руб. ... коп. Законом РБ от 28.10.2010 №324-з прожиточный минимум для установления такой выплаты устанволен в размере 4 571 руб., размер пенсии Сечиной с 01.01.2010 составил ... руб. ... коп. и сумма оплаты жилых помещений, выплачиваемая органами социальной защиты населения ... руб. ... коп., общий доход Сечиной с 01.01.2011 составил ... руб. ... коп. что превышает прожиточный минимум пенсионера, следовательно Сечина права на федеральную социальную доплату не имеет. Пенсия Сечиной выплачивается своевременно и в полном размере. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования М.Г. Сечиной не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Требования истца о перерасчете размера пенсии за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 заявлены с пропуском срока давности, установленного ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется. Кроме того, до 1 января 1992 года пенсии назначались и выплачивались в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 г. и порядок их назначения и перерасчета регулировался «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590. С 1 января 2002 г. пенсии назначались в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. №340-I. Никаких доказательств нарушения данных нормативных актов при расчете размера ее пенсии в период действия данных Законов Сечина суду не привела, в основании иска на нарушение данных правовых норм не ссылалась. Не знание Сечиной законодательства нельзя отнести к уважительным причинам пропуска срока исковой давности. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. При этом порядок расчета размера пенсии изменился по сравнению с ранее действующим законодательством и пенсии, назначенные до указанной даты, подлежали пересмотру и их размер был определен в соответствии с нормами данного закона. В ответе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Салават, направленном на обращение Сечиной, подробно излагался порядок расчета его пенсии с 01.01.2002 в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, своего не согласия с данным расчетом истец не выразила. Исчисление размера пенсии Сечиной в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не противоречит Конституции РФ, напротив, полностью согласуется с положениями ст. 39 Конституции РФ. Вопреки доводам истца равенство прав и свобод человека и гражданина, установленное ст. 19 Конституции РФ, не нарушено условиями пенсионного обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста, поскольку указанная статья не предусматривает равного материального обеспечения для всех категорий граждан. Вопреки доводам истца нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на пенсионные правоотношения, так как в силу ст. 1 Трудового кодекса РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым отношения по пенсионному обеспечению не относятся. В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В свою очередь, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», вступившей в силу с 01.01.2010, Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Статьей 5 Закона Республики Башкортостан от 5 июня 2001 года № 219-з "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан" в редакции закона №171-з от 26.10.2009 г. установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Башкортостан на 2010 год для определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", в размере 3939 рублей. Размер пенсии М.Г. Сечиной в соответствии с материалами пенсионного дела и письменным разъяснением ответчика на указанную дату составлял ... руб. ... коп., тем самым превышал величину прожиточного минимума по Республике Башкортостан. При таких обстоятельствах Сечина права на федеральную социальную доплату с 01.01.2010 не имела. Законом Республики Башкортостан от 28.10.2010 №324-з внесены изменения в указанную статью, согласно которым величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Башкортостан на 2011 год для определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", составляет 4571 рубль. Размер пенсии М,Г. Сечиной с 01.01.2011 составил ... руб. ... коп., кроме того ей производится органами социальной защиты оплата жилых помещений в размере ... руб. ... коп., что не отрицает и сама истец. Общий доход Сечиной с 01.01.2011 составил с учетом оплаты из органов социальной защиты населения ... руб. ... коп., что выше величины прожиточного минимума, в связи с чем Сечина не имеет права на федеральную социальную доплату к пенсии и с 01.01.2011. Применение представителем истца для определения прожиточного минимума районного коэффициента не основано на законе. Исходя из ст. ст. 151 и 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в случае причинения физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданину либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Поскольку нарушений неимущественных и имущественных прав Сечиной судом не установлено, кроме того пенсионным законодательством выплата компенсации морального вреда в случае причинения имущественного вреда не предусмотрена, то компенсация морального вреда в пользу Сечиной взыскана быть не может. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Сечиной не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Сечиной М.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Салават о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения через Салаватский городской суд РБ. Судья, подпись Копия верна Судья Е.А. Якунина Решение не вступило в законную силу 14.07.2011