Дело № 2-2961/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года г.Салават Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи К.М. Безнос, при секретаре О.А. Мирасовой, с участием прокурора М.М.Тазеева, рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Прокурора г.Салават, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу № 43 «Хрусталь» об устранении нарушений путем проведения дератизации, у с т а н о в и л: Прокурор г.Салават обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу № 43 «Хрусталь» об устранении нарушений путем проведения дератизации, указывая на то, что Прокуратурой г.Салават проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушение требований законодательства в деятельности СНТ № 43 «Хрусталь», выразившиеся в отсутствии проведения дератизации и договора на проведение дератизации, что влечет за собой нарушение прав людей на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Просит признать бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества № 43 «Хрусталь», выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение дератизации, незаконным, обязать Садоводческое некоммерческое товарищество № 43 «Хрусталь» устранить нарушение требований путем проведения дератизации. В судебном заседании прокурор Тазеев М.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Садоводческого некоммерческого товарищества № 43 «Хрусталь», представитель третьего лица Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республики Башкортостан в городах Салават, Ишимбай и Ишимбайском районе извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся. Выслушав мнение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд находит иск Прокурора г.Салават, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу № 43 «Хрусталь» об устранении нарушений путем проведения дератизации подлежащим удовлетворению. В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Как следует из п.2.1, 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 N 24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02" (вместе с "СП 3.5.3.1129-02. 3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 г.) дератизация как система организационных, санитарно - технических, санитарно - гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека. Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний. В соответствии с п.2.3, 2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 N 24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02" (вместе с "СП 3.5.3.1129-02. 3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 г.) в производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно - гигиеническим показаниям. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются: - организации, занимающиеся внешним благоустройством: организацией санитарной очистки и уборки городов и поселков городского типа, озеленением городов и поселков городского типа (зеленые зоны отдыха); В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Как следует из п.9.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.05.2010 N 61 "Об утверждении СП 3.1.7.2642-10" (вместе с "СП 3.1.7.2642-10. Профилактика туляремии. Санитарно-эпидемиологические правила") дератизационным мероприятием является комплекс профилактических и истребительных мер, осуществление которых позволяет снизить численность мелких млекопитающих на территории очагов туляремии методами и средствами дератизации. На основании п. 9.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.05.2010 N 61 "Об утверждении СП 3.1.7.2642-10" (вместе с "СП 3.1.7.2642-10. Профилактика туляремии. Санитарно-эпидемиологические правила") ответственными за проведение дератизации являются: - юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садово-огородных кооперативов. В соответствии с п. 4.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 N 24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02" (вместе с "СП 3.5.3.1129-02. 3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 г.) дератизация на объекте предусматривает: - обследование объекта; - разработку тактики дератизации; - собственно дератизацию; - контроль результатов проводимых мероприятий. П. 4.2 указанного Постановления указывает, что обследование объекта и прилегающей к нему территории направлено на обнаружение грызунов, определение их видовой принадлежности, изучение условий обитания грызунов, численности, особенностей размещения и других характеристик, позволяющих выбрать оптимальную тактику ликвидации грызунов либо снижения их численности. П. 4.3 гласит, что обследованию на наличие грызунов подлежит вся площадь строений объекта и прилегающая к ним территория. Обследование включает осмотр объекта, сбор информации у персонала объекта о наличии грызунов или следов их пребывания, при необходимости отлов и доставка грызунов в специализированные лаборатории, подготовка рекомендаций о необходимости проведения мероприятий, необходимых для защиты объекта от грызунов. При обследовании применяются: субъективная оценка (наличие свежих погрызов, помета, жилых нор, живых зверьков) и объективные методы обнаружения грызунов (следовые площадки, ловушки Геро, клеевые ловушки). Обнаружение грызунов является показанием для дератизации. В соответствии с п. 4.4. Тактика дератизации определяется конкретным видом объекта, численностью и видовым составом грызунов и предусматривает выбор времени, объема дератизации, количества и состава приманки, осуществление специальных мероприятий, направленных на повышение эффективности дератизации. На основании п. 4.5. Дератизацию проводят одновременно во всех помещениях объекта и на прилегающей территории, заселенных грызунами. Барьерную дератизацию проводят при наличии эпидемиологических и санитарно - гигиенических показаний на территориях, прилегающих к объектам в периоды, наиболее благоприятные для миграции грызунов. В силу п. 4.6. При наличии эпидемиологических и санитарно - гигиенических показаний на территории городских и сельских поселений, в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний осуществляется сплошная дератизация. Как следует из п. 4.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 N 24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02" (вместе с "СП 3.5.3.1129-02. 3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 при осуществлении контроля результатов дератизации осуществляется обследование объекта в соответствии с п. 4.3 настоящих санитарных правил. Показателем эффективно проведенной дератизации является отсутствие грызунов в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии соблюдения на объекте требований, предусмотренных п.п. 3.2,3.3 настоящих санитарных правил. Отсутствие (снижение численности) грызунов подтверждается с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения. В соответствии со (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Кроме того, как следует из п. 7.3.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 38 "Об утверждении СП 3.1.7.2614-10" (вместе с "СП 3.1.7.2614-10. Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Санитарно-эпидемиологические правила" юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, руководители садового-огородных кооперативов обеспечивают: - организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек; - проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной. В соответствии с п. 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.05.2010 N 61 "Об утверждении СП 3.1.7.2642-10" (вместе с "СП 3.1.7.2642-10. Профилактика туляремии. Санитарно-эпидемиологические правила" юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садово-огородных кооперативов, граждане обеспечивают: - дератизационные мероприятия на объектах, принадлежащей им территории, в скирдах и стогах, в садово-огородных кооперативах, на индивидуальных подворьях в установленном порядке; - благоустройство территорий и защиту зданий и построек от проникновения в них грызунов. Доказательств проведения дератизационных мероприятий ответчиком суду не представлено. Таким образом, судом установлен факт бездействия СНТ № 43 «Хрусталь», выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение дератизации. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданско - процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в пользу государства также подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: Исковые требованияПрокурора г.Салават, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу № 43 «Хрусталь» об устранении нарушений путем проведения дератизации удовлетворить. Признать бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества № 43 «Хрусталь», выразившееся в непринятии мер, направленных на дератизацию незаконным. Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество № 43 «Хрусталь» устранить нарушение требований путем проведения дератизации. Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества № 43 «Хрусталь» в пользу государства государственную пошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан. Судья: п/п К.М. Безнос Копия верна: Судья: К.М. Безнос Решение не вступило в законную силу «______»_______________________2011 г. Секретарь суда_____________________ Решение вступило в законную силу «_____»___________________________2011 г. Судья____________________________ К.М. Безнос Секретарь суда_____________________ Подлинник решения находится в гражданском деле ...