Дело №2-359/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 февраля 2012 года город Салават Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдрахмановой Э.Я., при секретаре Коробовой Ю.А., c участием прокурора Ишмуратова Р.М., истца Клявлиной И.Х., представителя истца - адвоката Гафуровой Ф.М., представителя ответчика Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - Усмановой Г.И., действующей на основании доверенности №... от 00.00.0000 (доверенность выдана сроком на один год) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клявлиной И.Х. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании распоряжения №... от 00.00.0000 незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, установил: Клявлина И.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование своих доводов указала, что она работала с 00.00.0000 года в качестве ... категории Администрации городского округа г. Салават РБ, в ее должностные обязанности входило лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, определение места жительства ребенка. За время работы под руководством Т. каких-либо замечаний не получала. С 00.00.0000 года отделом стала руководить А.. В адрес истца стали поступать постоянные замечания. В 00.00.0000 года по ранее утвержденному графику истец должна была уйти в отпуск, однако, на основании докладной записки начальника А. истцу было отказано в отпуске, в связи со служебной необходимостью. Однако все специалисты находились на своих местах, и истца можно было заменить. После того, как истец написала повторное заявление о предоставлении отпуска, истцу предоставили отпуск в 2 недели. После ее выхода из отпуска, в первый же день поменяли должностные инструкции истца, без ее согласия и объяснений. На следующий день истца выселили из ее кабинета без объяснений. Далее последовали докладные записки на имя главы, о том, что истец не выполняет свои должностные инструкции. На основании докладной записки начальника отдела опеки и попечительства А. истцу был объявлен выговор. Истец пыталась оспорить выговор и написала заявление с просьбой разобраться, вынесено решение, что выговор вынесен на законных основаниях. Позже истца неоднократно вызывали к заместителю главы Администрации городского округа города Салават Р., где путем запугивания, психологического и морального воздействия требовали, чтобы истец написала заявление об уходе. После чего истцу вменили нарушение Федерального закона о муниципальной службе и Распоряжением главы Администрации городского округа г. Салават РБ 00.00.0000 истец уволена по инициативе работодателя по п.3 ч.1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 №25 ФЗ. Истец Клявлина И.Х. считает увольнение незаконным и не обоснованным, просит восстановить ее на работе в должности ... категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа г. Салават РБ. Взыскать с Администрации городского округа г. Салават РБ в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула ... руб., компенсацию морального вреда в сумме ... руб. При рассмотрении дела истец Клявлина И.Х. уточнила свои исковые требования и просила восстановить ее на работе на муниципальную должность ... категории отдела опеки и попечительства администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан с 00.00.0000 года, признав распоряжение ответчика от 00.00.0000 №... незаконным. Взыскать с ответчика в ее пользу заработанную плату за время вынужденного прогула с 00.00.0000 года по день восстановления на работе, моральный вред в размере ... руб., взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с обращением в суд, за услуги представителя - адвоката Салаватского специализированного филиала - ... руб. Решением Салаватского городского суда РБ от 00.00.0000 исковые требования Клявлиной И.Х. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании распоряжения №... от 00.00.0000 незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - удовлетворены частично. Признано распоряжение главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан №... от 00.00.0000 незаконным. Клявлина И.Х. восстановлена в должности ... категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан. Взыскано с Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан в пользу Клявлиной И.Х. в счет оплаты времени вынужденного прогула сумму ... руб.; компенсации морального вреда сумму ... руб.; судебные расходы в сумме ... руб., итого сумма в размере ... руб.; в доход государства государственная пошлина в сумме ... руб. В остальной части иска отказано. Кассационным определением Верховного суда РБ от 00.00.0000 указанное решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение.При новом рассмотрении дела, суду рекомендовано проверить степень тяжести совершенного проступка и обсудить вопрос о возможности заключения мирового соглашения между сторонами. При новом рассмотрении настоящего гражданского дела истец Клявлина И.Х. и ее представитель поддержали уточненные исковые требования. С предложением представителя ответчика о заключении мирового соглашения на условиях - расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон с выплатой одной среднемесячной заработной платы не согласились, полагают увольнение незаконным. Просят восстановить Клявлину И.Х. на работе на муниципальную должность ... категории отдела опеки и попечительства администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан с 00.00.0000 года, признав распоряжение ответчика от 00.00.0000 №... незаконным. Взыскать с ответчика в ее пользу заработанную плату за время вынужденного прогула с 00.00.0000 года по день восстановления на работе, моральный вред в размере ... руб., взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с обращением в суд, за услуги представителя - адвоката Салаватского специализированного филиала - ... руб. Представитель ответчика Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Усманова Г.И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями и уточненными исковыми требованиями Клявлиной И.Х. не согласилась, представила письменные возражения к иску. Суду пояснила, что при проведении прокуратурой г. Салават проверки, установлено, что Клявлиной R.X. в ... Сбербанка России ОАО принадлежали следующие банковские счета №... - остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп., №... - остаток денежных средств составлял ... руб. ... коп., №... - остаток денежных средств составлял ... руб. ... коп., №... - остаток денежных средств составлял ... руб. ... коп. Во исполнение представления прокуратуры г. Салавата проведена служебная проверка. Факт виновного нарушения муниципальным служащим - ... категории отдела опеки и попечительства Администрации - Клявлиной И.Х. обязанностей муниципального служащего подтвердился. На основании справки по результатам служебной проверки от 00.00.0000 Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан было принято решение в форме распоряжения главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 №... о расторжении с Клявлиной И.Х. трудового договора № ... от 00.00.0000 и ее увольнении. В день увольнения - 00.00.0000 Клявлиной И.Х. выплачены заработная плата, компенсация за неиспользованные дни отпуска, а также вручена трудовая книжка на руки, что подтверждается «Книгой № ... учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним». С требованием выдать на руки копию распоряжения об увольнении Клявлина И.Х. не обращалась. Так же пояснила, что при поступлении на работу Клявлина И.Х. нарушила нормы действующего законодательства о муниципальной службе и представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ... год без указания вышеуказанных счетов и сумм денежных средств, находящихся на них. Со стороны Клявлиной И.Х. имело место умышленное сокрытие имущественного положения: за ... год при поступлении на муниципальную службу, и за ... год по итогам работы на муниципальной службе. Указанные обстоятельства при расторжении трудового договора с Клявлиной И.Х. были Администрацией учтены и приняты во внимание. Из всех работников, которыми допускалось нарушение Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», Клявлина И.Х. единственная, которая скрыла свое имущественное положение при приеме на работу и в последующем. У нее одной на скрытых счетах в общей сложности находилось около ... руб. Клявлина И.Х. единственная, на которую в Администрацию поступают жалобы от населения. Все это было принято во внимание при принятии решения о расторжении трудового договора с Клявлиной И.Х. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Допрошенный в судебном заседании свидетель В., суду пояснила, что работает в отделе опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан с 00.00.0000, ведущим специалистом - с 00.00.0000. Её рабочее место находится в одном кабинете с Г.. Как Клявлина И.Х. обращается с гражданами она не слышала. В кабинете №... находятся три специалиста: Клявлина И.Х., У. и М.. Граждане иногда заходят в ее кабинет и говорят, что в кабинете №... им нагрубили, просят проконсультировать. На оперативных совещаниях начальником отдела опеки и попечительства были высказаны претензии к Клявлиной И.Х. - устное замечание, из-за поступающих жалоб со стороны граждан, долго готовилась опека, граждане теряли путевки в интернат при оформлении опеки над недееспособными гражданами. Также суду пояснила, что были нарушения при предоставлении ею сведений о доходах, за что ей объявлено замечание. Объяснительную по данному факту она писала на имя главы администрации, как ей пояснили в отделе кадров. Прокурор Ишмуратов Р.М. просил в удовлетворении исковых требований Клявлиной И.Х. отказать, поскольку увольнение произведено в соответствии с требованиями законодательства. Суд, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, изучив и оценив материалы гражданского дела, считает исковые требования Клявлиной И.Х.подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям. В силу ст. 84.1 ТК РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В соответствии с п.14 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях установленных ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 №79-Ф1 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в частности, в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть, также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Судом установлено, что Клявлина И.Х. распоряжением главы Администрации от 00.00.0000 №... принята на должность муниципальной службы ... категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан. (л.д.13) Трудовой договор № ... с Клявлиной И.Х. заключен 00.00.0000, что подтверждается так же записью в трудовой книжке и копией трудового договора (л.д. 5-7, 15-21). Специалист 1 категории включен в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденный законом Республики Башкортостан от 23.12.2005 года №259-3«О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в РБ», перечень муниципальных должностей муниципальной службы городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 17.04.2007 года № 1-20/269 «Об утверждении перечня муниципальных должностей муниципальной службы городского округа город Салават Республики Башкортостан». В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами и со ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст. 6 Закона Республики Башкортостан «О муниципальной службе в РБ» ... категории муниципальной службы относится группе младших должностей муниципальной службы. 00.00.0000 в адрес главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Г1. принесен протест прокурора города Салават №... от 00.00.0000 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе», в котором сообщалось о нарушении ... категории отдела опеки и попечительства Администрации Клявлиной И.Х. законодательства о муниципальной службе, которое выразилось в отсутствии в ее справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведений о наличии у нее в банках каких-либо банковских счетов. Прокуратурой установлено, что Клявлиной И.X. в Салаватском ... Сбербанка России ОАО принадлежали следующие банковские счета № ... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп., № ... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп., № ... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп., № ... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп. Заместителем прокурора города Салават С. 00.00.0000 внесено представление №... в котором требует принять конкретные меры к устранению и недопущению впредь нарушения законодательства о муниципальной службе в РФ, привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушение законности (л.д. 33). В целях проведения служебной проверки распоряжением главы Администрации от 00.00.0000 №... создана комиссия, которой поручено провести служебную проверку в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 и по результатам составить справку (л.д. 30-32). Во исполнение представления заместителя прокурора города Салават С. от 00.00.0000 № ... вынесены распоряжения №... от 00.00.0000, № ... от 00.00.0000, №... от 00.00.0000, № ... от 00.00.0000, № ... от 00.00.0000 на основании письменных объяснений сотрудников, справок по результатам служебной проверки объявлены замечания ... категории В., председателю комитета по делам молодежи А1.., начальнику отдела культуры И., ведущему специалисту отдела по предпринимательству и торговле А3., главному специалисту отдела образования А2. соответственно. 00.00.0000 года Клявлиной И.Х. было предложено представить письменное объяснение по факту подачи неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 00.00.0000 Клявлина И.Х. извещена о проведении служебной проверки, что подтверждается ее подписью. Объяснения по существу Клявлиной И.Х. были предоставлены 00.00.0000 года. В своем объяснении Клявлина И.Х. пояснила, что неуказанные в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Республики Башкортостан вклады не были указаны ею по той причине, что работники отдела по работе с кадрами ей пояснили, что этого делать не нужно, и данный факт могут подтвердить другие специалисты отдела опеки и попечительства. По результатам проведенной служебной проверки 00.00.0000 комиссией составлена справка 00.00.0000, результаты которой рассмотрены в присутствии заместителя прокурора города Салават С. Комиссия по проверке и заместитель прокурора города Салават С.. предложили расторгнуть трудовой договор со ... категории отдела опеки и попечительства Клявлиной И.Х. за несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой (предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), а именно, непредставление в разделе 3 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Республики Башкортостан сведений о банковских счетах в ... Сбербанка России ОАО: № ..., остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп.; № ... остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп.; № ..., остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп.; № ..., остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... руб. ... коп. С указанной справкой истец Клявлина И.Х. ознакомлена под роспись в день увольнения 00.00.0000, что подтверждается ее подписью на данной справке. На основании справки по результатам служебной проверки от 00.00.0000 года Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан распоряжением главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 №... с Клявлиной И.Х. расторгнут трудовой договор №... от 00.00.0000 на основании п. 3 ч.1 ст. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 14 ст. 81 ТК РФ (л.д. 14). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в частности, в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 этого Закона. В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. По смыслу этого положения закона под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Обязанность муниципального служащего, предусмотренная ч. 1 ст. 15 Закона, является условием пребывания на муниципальной службе, на что указывают положения ст. 13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, при несоблюдении которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе. В связи с этим неисполнение соответствующей обязанности, а также ее ненадлежащее исполнение (например, предоставление указанных сведений с нарушением срока, установленного законом) может быть основанием для дисциплинарной ответственности муниципального служащего. Согласно ч. 3 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе» порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Вместе с тем, по смыслу положений ст. ст. 13 и 15 ФЗ «О муниципальной службе» в их взаимосвязи, наступление соответствующего срока (30 апреля года, следующего за отчетным) не прекращает обязанность муниципального служащего по представлению соответствующих сведений, в связи с чем работодатель после этого срока вправе требовать от него исполнения этой обязанности, отказ от которого создает основания для расторжения трудового договора независимо от времени первого обнаружения факта несоблюдения данного ограничения. Согласно положению содержащейся в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Такой подход обусловлен тем, что обязанность по предоставлению соответствующих сведений относится к числу антикоррупционных мер, что следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ. Согласно п. 4 ст. 6 того же Закона к мерам по профилактике коррупции отнесено установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В силу ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Статья 13 данного Закона предусматривает, что муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно ст. 15 Закона муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно ст. 8 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, невыполнение муниципальным служащим обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 8 Закона РБ «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом установлено, что к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должности муниципальной службы специалиста 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан. Доводы истца и ее представителя о нарушении работодателем порядка увольнения не основаны на законе. В соответствии с требованиями п. 1-2 ст. 193 ТК РФ до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух дней письменное объяснение не предоставлено, составляется соответствующий акт. Непредставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. То есть, действительно, закон обязывает работодателя до применения к работнику взыскания, путем получения от работника письменного объяснения выяснить обстоятельства дисциплинарного правонарушения, а работнику предоставляет право объясниться с работодателем по этому поводу. Однако не предоставление работником объяснения, тем более - отказ работника от его предоставления, не препятствует применению взыскания. Более того, сам по себе факт увольнения без получения от работника объяснения при наличии самого факта дисциплинарного правонарушения не является основанием к признанию увольнения незаконным, поскольку это не предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствующих правовых нормах императивно устанавливает - какие нарушения процедуры увольнения являются основанием для признания увольнения незаконным. Неполучение объяснения таковым основанием не является. Таким оборазом, доводы истца и ее представителя о том, что у Клявлиной И.Х. работодатель не истребовал объяснение по результатам проведенной проверки, в распоряжении от 00.00.0000 №... о расторжении с истицей трудового договора и ее увольнении отсутствуют основания прекращения (расторжения) трудового договора (увольнении), также отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие конкретные факты совершения работником виновных действий (акты, докладные записки, другие документы) суд считает не состоятельными по следующим основаниям. Как видно из содержания распоряжения главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан №... от 00.00.0000 в распоряжении в качестве основания увольнения истца приведена справка по результатам служебной проверки от 00.00.0000. Полный текст справки по результатам служебной проверки к распоряжению прилагается (л.д.14, л.д. 31). Истец Клявлина И.Х. с полным текстом справки ознакомлена, о чем имеется ее подпись в справке (л.д. 33). В связи с изложенным полагать, что в распоряжении главы администрации от 00.00.0000 отсутствуют основания прекращения трудового договора, а также ссылки на документы, подтверждающие конкретные факты совершения работником виновных действий не представляется возможным. Кроме того, в материалах дела имеется объяснение истицы Клявлиной И.Х. по факту нарушения ею положений ст. 19 Федерального Закона «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ от 02.03.2007 года - несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (л.д. 56). 00.00.0000 Клявлина И.Х. извещена о проведении служебной проверки, что подтверждается ее подписью. Объяснения по существу Клявлиной И.Х. были предоставлены 00.00.0000 года. В своем объяснении Клявлина И.Х. пояснила, что неуказанные в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Республики Башкортостан вклады не были указаны ею по той причине, что работники отдела по работе с кадрами ей пояснили, что этого делать не нужно, и данный факт могут подтвердить другие специалисты отдела опеки и попечительства. Из материалов дела, следует, что 00.00.0000 года Клявлиной И.Х. было предложено представить письменное объяснение по факту подачи неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные доказательства, представленные ответчиком в подтверждение соблюдения процедуры увольнения истца, в ходе судебного разбирательства стороной истца не опровергнуты. В связи с чем у работодателя имелись все основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, и нарушения требований ст. 193 ТК РФ в действиях работодателя не усматривается. В связи с изложенным доводы истца о нарушении ответчиком процедуры увольнения истца, установленной ч. 1-2 ст. 193 ТК РФ и о признании увольнения Клявлиной И.Х. с должности незаконным - являются неверными, не соответствующими фактическим обстоятельствам. Судом установлено, что сам факт дисциплинарного правонарушения - представление Клявлиной И.Х. неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - имел место. Данное поведение Клявлиной И.Х. работодатель вправе был расценить и обоснованно расценил как пренебрежение истцом своими обязанностями муниципального служащего, как несовместимое с замещением должности муниципальной службы, в связи с чем вправе был применить к нему дисциплинарное взыскание в виде увольнения Нельзя согласиться и с доводами стороны истца о том, что при нарушении муниципальным служащим ограничений и запретов, предусмотренных ст. 13, 14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», только к ней было применено дисциплинарное взыскание - увольнение, тогда как к другим муниципальным служащим, применены менее строгие дисциплинарные взыскания, поскольку данные доводы не основаны на нормах ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закона РБ «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Кроме того, как уже указывалось, право на применение за такое правонарушение, взыскания в виде увольнения, работодателю предоставляет и ФЗ «О противодействии коррупции», требования которого истцом также нарушены. Кроме того, довод истца о давлении на нее со стороны работодателя в связи с неприязненным отношением и с целью увольнения истца суд полагает необоснованным. Как установлено судом, Клявлиной И.Х. 00.00.0000 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Решением Салаватского городского суда РБ от 00.00.0000 признано незаконным и отменено распоряжение главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан №... от 00.00.0000 об объявлении выговора Клявлиной И.Х. Кассационным определением Верховного суда РБ от 00.00.0000 решение Салаватского городского суда РБ от 00.00.0000 оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения. С Клявлиной И.Х. расторгнут трудовой договор на основании п. 3 ч.1 ст. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 14 ст. 81 ТК РФ. Основанием послужило непредставление сведений о банковских счетах в Салаватском отделении Сбербанка России ОАО, то есть ненадлежащее исполнением муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы в Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан п. 9 ч.1 ст. 15 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.5 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8 Закона РБ «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Кроме того, истцом не опровергнуты доводы представителя ответчика о том, что при поступлении на работу Клявлина И.Х. также нарушила нормы действующего законодательства о муниципальной службе и представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ... год без указанных счетов и сумм денежных средств, находящихся на них за ... год при поступлении на муниципальную службу, и за ... год - по итогам работы на муниципальной службе. В связи с чем, ею нарушены требования пп.9 п.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанные обстоятельства были приняты во внимание работодателем при принятии решения о расторжении трудового договора с Клявлиной И.Х. В судебном заседании установлено, что порядок увольнения истца работодателем не нарушен. При таких обстоятельствах исковые требования Клявлиной И.Х. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании распоряжения №... от 00.00.0000 незаконным удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Требование истца о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации материального ущерба и морального вреда, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ данные требования подлежат удовлетворению в случае признания увольнения незаконным, тогда как в удовлетворении указанного требования истцу отказано. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Клявлиной И.Х. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании распоряжения №... от 00.00.0000 незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Салаватский городской суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салаватский городской суд РБ. Председательствующий подпись Верно: судья Э.Я. Абдрахманова Решение не вступило в законную силу28.02.2012 Решение вступило в законную силу_____________секретарь суда_________ Судья_______________ Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела №2-359/2012 Салаватского городского суда РБ