12-75/2011 (Решение)



                           Дело № 12-75/2011

Р Е Ш Е Н И Е

15 апреля 2011 года                                                                              г. Салават РБ

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Абдрахманов О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Барвих В.В. на постановление главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ Махмутовой Н.С. №2 от 24 января 2011 года,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ Махмутовой Н.С. (далее главный государственный инспектор) №2 от 24 января 2011 года, Барвих В.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что не обеспечил соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно, в нарушение требований ст. 16 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не внес в установленные сроки плату за негативное воздействие ООО «Промсервис» на окружающую среду. На момент проверки первичные документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 00.00.0000 год, не представлены, что выявлено в ходе проведенной плановой выездной проверки с 00.00.0000 по 00.00.0000 должностным лицом Минэкологии РБ Махмутовой Н.С.

Не согласившись с указанным постановлением Барвих В.В. подал на него жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить вследствие отсутствия доказательств его вины в совершении административного правонарушения, мотивируя тем, что ООО «Промсервис» не осуществляет виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды деятельности, осуществляемые обществом не относятся ни к одному из видов обращения с отходами производства и потребления (хранению и захоронению).

В судебном заседании Барвих В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление по делу административном правонарушении от 24 января 2011 года отменить, производство по делу прекратить. Пояснил, что ООО «Промсервис» не осуществляет виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Выслушав объяснения Барвих В.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу жалобу Барвих В.В. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, которые согласно пункту 1 распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 года N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 года N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как усматривается из материалов дела, с 00.00.0000 по 00.00.0000 главным государственным инспектором председателем Салаватского комитета Минэкономики РБ проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Промсервис», расположенного по адресу: (адрес).

При проведении проверки установлено, что ООО «Промсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника ... от 00.00.0000. Основной вид деятельности организации - коммерческо-посредническая и торговая деятельность; оказание консультационных и экспертных услуг; инжиниринговая, комиссионная деятельность, оказание торгово-закупочных и посреднических, экспортно-импортных услуг; информационная, включая разработку и внедрение программного обеспечения; консультационная, выставочная деятельность по различным областям искусства, техники, науки, и экономики.

Численность работников ООО «Промсервис» составляет ... человек; на балансе предприятия автотранспортных средств не числится; водоснабжение и водоотведение, канализация, отопление - централизованное; ООО «Промсервис» не имеет источников загрязнения атмосферного воздуха.

В процессе деятельности ООО «Промсервис» образует следующие виды отходов:

- отработанные ртуть содержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административном помещении в качестве освещения (на момент проверки отработанных ртуть содержащих ламп не обнаружено). Журнал учета приемки отработанных ртуть содержащих ламп, а также журнал учета отработанных ртуть содержащих ламп в ООО «Промсервис» ведется.

Положение «О порядке сбора, учета, хранения и переработки ртуть содержащих ламп» не разработано, ответственные лица не назначены, договора на прием отработанных ртуть содержащих ламп и приборов для передачи на утилизацию не заключены.

- мусор от бытовых помещении организации несортированный (4 класс опасности), который складируется в контейнере обслуживаемого ЖЭУ, площадка под которым забетонирована, отходы в котором на момент проверки отсутствуют (имеется договор ... от 00.00.0000 с ... на вывоз и захоронение бытовых отходов.

Журнал вывоза бытовых отходов в ООО «Промсервис» не ведется.

Свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены.

Паспорта отходов 1-4 класса опасности не разработаны.

По результатам данной проверки государственным инспектором вынесено постановление N 2 от 24 января 2011 года, которым должностное лицо - директор ООО «Промсервис» Барвих В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая Барвих В.В. к административной ответственности, государственный инспектор сделал вывод о том, что ООО «Промсервис» в ходе осуществления своей деятельности, в связи с отсутствием контроля со стороны его руководителя за своевременным проведением природоохранных мероприятии, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Однако плата за данный вид негативного воздействия за 00.00.0000 в установленные сроки ООО «Промсервис» не вносилась.

Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом №7 - ФЗ.

Как установлено по делу, в процессе деятельности ООО «Промсервис» образуются следующие виды отходов:

- отработанные ртуть содержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административном помещении в качестве освещения. Однако на момент проверки отработанных ртуть содержащих ламп не обнаружено.

- мусор от бытовых помещении ООО «Промсервис» несортированный (4 класс опасности), который складируется в контейнере обслуживаемого ЖЭУ, площадка под которым забетонирована, отходы в котором на момент проверки отсутствуют (имеется договор ... от 00.00.0000 с ... на вывоз и захоронение бытовых отходов.

Однако государственным инспектором какой-либо вид негативного воздействия указанных отходов от деятельности ООО «Промсервис», предусмотренных Законом №7 - ФЗ, на окружающую среду не установлен : отработанные ртутьсодержащие лампы не обнаружены, сброс таких ламп и остальных отходов, относящихся к 1-4 классу опасности в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, водосборные площади, загрязнение ими недр, почв, их размещение иным образом (виды негативного воздействия), не установлено.

Каких-либо доказательств, подтверждающих негативное воздействие указанных отходов хозяйственной деятельности ООО «Промсервис» на окружающую среду, в деле не имеется и суду не представлено, хотя обязанность доказывания данного обстоятельства законом возложено на должностное лицо, решением которого лицо привлекается к административной ответственности.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении главным государственным инспектором не были соблюдены требования п. 1 и 7 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении события административного правонарушения, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

За пределами исследования, в частности, осталась и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора №2 от 24 января 2011 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Барвих В.В. подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Что касается того, что в ООО «Промсервис» не разработано положение «О порядке сбора, учета, хранения и переработки ртуть содержащих ламп», не назначены ответственные лица, не заключены договора на прием отработанных ртуть содержащих ламп и приборов для передачи на утилизацию, не ведется в ООО «Промсервис» журнал вывоза бытовых отходов, не оформлены свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности, не разработаны паспорта отходов 1-4 класса опасности и т.д., то эти нарушения объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях, не образуют.

Переквалификация действий Барвих В.В. на ст. 8.2 Кодекса исключается, поскольку санкцией ст. 8.2 Кодекса предусмотрено назначение более строгого наказания, чем санкцией ст. 8.41 Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

жалобу Барвих В.В. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов N 2 от 24 января 2011 года, вынесенное в отношении Барвих В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья:                                                                       Абдрахманов О.М.

        Верно. Судья                Абдрахманов О.М.

Подлинный документ подшит в деле №12-75/2011

Решение не вступило в законную силу 26.04.2011

Решение вступило в законную силу ___________________.

Секретарь суда: ______________      Судья: ____________