12-68/2011 (Решение)



                                 Дело № 12-68/2011

Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2011 года                                                                              г. Салават РБ

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Абдрахманов О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. на постановление государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, главного специалиста-эксперта Салаватского комитета Минэкологии РБ Шаймуратовой З.У. ... от 00.00.0000,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, главного специалиста-эксперта Салаватского комитета Минэкологии РБ Шаймуратовой З.У. (далее государственный инспектор) ... от 00.00.0000, Нуралин Б.Д. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что не обеспечил соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно, в нарушение требований ст. 16 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не внес в установленные сроки плату за негативное воздействие ООО «Сумбель» на окружающую среду. На момент проверки первичные документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 00.00.0000 год, не представлены.

Не согласившись с указанным постановлением, Нуралин Б.Д. подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении дела об административном правонарушении и отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании Нуралин Б.Д. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление по делу административном правонарушении 00.00.0000 отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав объяснения Нуралин Б.Д., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу жалобу Нуралина Б.Д. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, которые согласно пункту 1 распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 года N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 года N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как усматривается из материалов дела, с 00.00.0000 по 00.00.0000 государственным инспектором проведена выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Сумбель», расположенного по адресу: (адрес).

При проведении проверки установлено, что ООО «Сумбель» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного учредителем Нуралиным Б.Д. (решение ... от 00.00.0000). Основной вид деятельности организации - розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах, розничная торговля алкогольными и другими напитками.

ООО «Сумбель» осуществляет свою деятельность в магазине (адрес) (помещение предоставлено учредителем Нуралиным Б.Д.) и в павильоне ... ТСК ... по адресу: (адрес) (павильон используется на правах аренды).

Численность работников ООО «Сумбель» составляет ... человека; на балансе предприятия автотранспортных средств не числится; договор на водоснабжение и водоотведение отсутствует, водооборотной системы не имеется, коммунальные услуги, в т.ч. по водоснабжению по арендованному помещению предоставляет арендодатель на основании договора; ООО «Сумбель» источников загрязнения атмосферного воздуха не имеет;

В процессе деятельности ООО «Сумбель» образуются следующие виды отходов:

- отработанные ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административном и торговых помещениях в качестве освещения (на момент проверки отработанных ртуть содержащих ламп не обнаружено). Положение «О порядке сбора, учета хранения и переработки ртутьсодержащих ламп» не разработано. Журнал учета отработанных ртутьсодержащих ламп, первичные документы по передаче ртутьсодержащих ламп в ООО «Сумбель» отсутствует. Договора на прием отработанных ртуть содержащих ламп и приборов для передачи на утилизацию заключен 00.00.0000;

- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности). Договор, первичные документы по передаче данного вида отходов на утилизацию не представлен;

- отходы (мусор) от уборки территории и помещении объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (5 класс опасности). Данный вид отходов, образующийся в арендуемом помещении принимает ... на основании договора аренды. Договор, первичные документы по передаче данного вида отходов на утилизацию по помещению по адресу: (адрес) не представлены;

- отходы упаковочного картона незагрязненные (5 класс опасности). Представлен договор на прием данного вида отходов производства от 00.00.0000, заключенный ИП Е. Первичные документы по передаче отходов отсутствуют;

- отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 класс опасности). Представлен договор на прием данного вида отходов производства от 00.00.0000, заключенный ИП Е. Первичные документы по передаче отходов отсутствуют.

В ООО «Сумбель» инвентаризация отходов не проводилась; свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены; паспорта отходов 1-4 класса опасности не разработаны; журнал первичного учета образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных твердых бытовых отходов не ведется; отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не составлена и на момент проверки отсутствует; не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам данной проверки государственным инспектором вынесено постановление N ... от 00.00.0000, которым должностное лицо - и.о. директора ООО «Сумбель» Нуралин Б.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая Нуралина Б.Д. к административной ответственности, государственный инспектор сделал вывод о том, что ООО «Сумбель» в ходе осуществления своей деятельности, в связи с отсутствием контроля со стороны его руководителя за своевременным проведением природоохранных мероприятии, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Однако плата за негативное воздействие за 00.00.0000 год в установленные сроки ООО «Сумбель» не внесена.

Между тем, из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду у юридических лиц и предпринимателей возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом №7 - ФЗ.

Как установлено по делу, в процессе деятельности ООО «Сумбель» образуются приведенные выше виды отходов, относящиеся к 1- 5 классу опасности.

Однако государственным инспектором какой-либо вид негативного воздействия указанных отходов от деятельности ООО «Сумбель», предусмотренных Законом №7 - ФЗ, на окружающую среду не установлен : отработанные ртутьсодержащие лампы оставались установленными в кабинете администрации ООО «Сумбель», сброс таких ламп и остальных отходов, относящихся к 2-5 классу опасности в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, водосборные площади, загрязнение ими недр, почв, их размещение иным образом, не установлено.

Каких-либо доказательств, подтверждающих негативное воздействие указанных отходов хозяйственной деятельности ООО «Сумбель» на окружающую среду, в деле не имеется и суду не представлено, хотя обязанность доказывания данного обстоятельства законом возложено на должностное лицо, решением которого лицо привлекается к административной ответственности.

Действительно, в ходе проверки установлено, что в ООО «Сумбель» инвентаризация отходов не проводилась, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены, паспорта отходов 1-4 класса опасности не разработаны, журнал первичного учета образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных твердых бытовых отходов не ведется, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не составлена и на момент проверки отсутствует. Однако данные нарушения природоохранного законодательства не являются доказательствами негативного воздействия (его вида), образующихся в ходе деятельности ООО «Сумбель» отходов на окружающую среду, а лишь свидетельствуют о не соблюдении в ООО «Сумбель» порядка паспортизации отходов, нарушении правил учета, оформления, отчетности по отходам, образующимся в ходе осуществления предусмотренной уставом деятельности ООО «Сумбель».

При таких обстоятельствах, следует признать, что выводы государственного инспектора о негативном воздействии на окружающую среду отходов от деятельности ООО «Сумбель» основано на предположении, что противоречит ст. 1.5 Кодекса РФ. Поскольку негативное воздействие (его вид) на окружающую среду отходов от деятельности ООО «Сумбель» не доказано, на ООО «Сумбель» не может быть и возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении государственным инспектором не были соблюдены требования п. 1 и 7 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении события административного правонарушения, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

За пределами исследования, в частности, осталась и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ... от 00.00.0000, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нуралина Б.Д. подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

жалобу исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов Салаватского комитета Минэкологии РБ N ... от 00.00.0000, вынесенное в отношении исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья:                                                                       Абдрахманов О.М.

        Верно. Судья                Абдрахманов О.М.

Подлинный документ подшит в деле №12-68/2011

Решение не вступило в законную силу 28.04.2011. Секретарь суда:_______________

Решение вступило в законную силу ___________________.

Секретарь суда: ______________      Судья: ____________