12-74/2011 (Решение)



                              Дело №12-74/2011

Р Е Ш Е Н И Е

26 апреля 2011 года                                                                               г. Салават РБ

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Абдрахманов О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Барвих В.В. на постановление главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ Махмутовой Н.С. ... от 00.00.0000,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ Махмутовой Н.С. (далее главный государственный инспектор) ... от 00.00.0000, директор ООО «Промсервис» Барвих В.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за то, что в нарушение ст. 73 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ), ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 14 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ), в ООО «Промсервис» лица в области охраны окружающей среды не определены, обучение руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не проведены (свидетельства о подготовке в области экологической безопасности не представлено), журнал вывоза отходов не ведется, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены, паспорта отходов 1-4 класса опасности не разработаны.

Не согласившись с постановлением главного государственного инспектора, Барвих В.В. подал на него жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить вследствие отсутствия доказательств его вины в совершении административного правонарушения, мотивируя тем, что ООО «Промсервис» какой-либо вид деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемым Законом №89 - ФЗ не осуществляется. Кроме того, как он считает, в оспариваемом им постановлении не указано, в процессе осуществления какого вида деятельности по обращению с отходами, обществом допущено вменяемое ему в вину правонарушение.

В судебном заседании Барвих В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление по делу административном правонарушении ... от 00.00.0000 отменить, производство по делу прекратить по основаниям, указанным в его жалобах.

Выслушав объяснения Барвих В.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб, оснований для удовлетворения жалобы Барвих В.В. не нахожу по следующим основаниям.

Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Указанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

Как усматривается из материалов дела, с 00.00.0000 по 00.00.0000 главным государственным инспектором председателем Салаватского комитета Минэкономики РБ проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Промсервис», расположенного по адресу: (адрес).

В ходе проверки установлено, что ООО «Промсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника ... от 00.00.0000. Основной вид деятельности организации - коммерческо-посредническая и торговая деятельность; оказание консультационных и экспертных услуг; инжиниринговая, комиссионная деятельность, оказание торгово-закупочных и посреднических, экспортно-импортных услуг; информационная, включая разработку и внедрение программного обеспечения; консультационная, выставочная деятельность по различным областям искусства, техники, науки и экономики.

Численность работников ООО «Промсервис» составляет ... человек; на балансе предприятия автотранспортных средств не числится; водоснабжение и водоотведение, канализация, отопление - централизованное; ООО «Промсервис» не имеет источников загрязнения атмосферного воздуха.

В процессе деятельности ООО «Промсервис» образует следующие виды отходов:

- отработанные ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административном помещении в качестве освещения (на момент проверки отработанных ртуть содержащих ламп не обнаружено).

- мусор от бытовых помещении организации несортированный (4 класс опасности), который складируется в контейнере обслуживаемого ЖЭУ, площадка под которым забетонирована, отходы в котором на момент проверки отсутствуют (имеется договор ... от 00.00.0000 с ... на вывоз и захоронение бытовых отходов).

Использование ООО «Промсервис» в административном помещении в качестве освещения ртутьсодержащих ламп, относящихся к 1 классу опасности и мусора от бытовых помещении, образующихся в процессе деятельности ООО «Промсервис», относящегося к 4 классу опасности, Барвих В.В. не оспаривается.

Таким образом, как обоснованно указано в постановлении, в ходе осуществления ООО «Промсервис» деятельности, предусмотренной Уставом, образуются приведенные выше отходы, связанные с их складированием, накоплением до их транспортирования (транспортирование подлежит осуществлению только специализированной организацией см. ст. 9 Закона 89 - ФЗ) для сдачи организациям, специализированным в городе с обращением отходами, что соответствует понятию «накопление отходов», приведенному в ст. 1 Закона №89-ФЗ.

Утверждение Барвих В.В. о том, что деятельность по складированию, накоплению как разновидность деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности юридического лица или предпринимателя по обращению с отходами и предполагает осуществление данного вида деятельности только специализированной организацией, не убедительны.

В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ только деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется на основании лицензии, а деятельность по складированию, накоплению отходов, образующихся в результате хозяйственной или иной деятельности юридических лиц и предпринимателей, лицензирования не требует.

Между тем, ООО «Промсервис» в данном случае осуществляет деятельность, не требующую лицензирования, по обращению с образовавшимися в процессе его деятельности отходами, связанное со складированием, накоплением и только осуществление транспортирования таких отходов с территории общества, сбор, использование, обезвреживание и их размещение указанным законом предоставлено специализированным в этой области обращения отходами организациям.

Предлагаемое же Барвих В.В. толкование закона фактически означает бесконтрольное обращение юридическими лицами и предпринимателями с образующимися в процессе их хозяйственной или иной деятельности отходами, представляющими угрозу не только для окружающей среды, но и жизни и здоровью людей, до их сдачи специализированным организациям.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 13 Федерального закона).

Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Однако ООО «Промсервис» в нарушение указанных требований Федерального закона, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены, паспорта отходов I - IV класса опасности не разработаны.

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, переданных другим лицам, отходов.

Как установлено в ходе проверки в ООО «Промсервис» журнал вывоза бытовых отходов не ведется.

В нарушение требований ст.73 Закона № 7-ФЗ в ООО «Промсервис» лица в области охраны окружающей среды не определены, обучение руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не проведены (свидетельства о подготовке в области экологической безопасности не представлено).

Ответственным за указанные нарушения требований приведенных норм законов №7-ФЗ и № 89 - ФЗ является директор ООО «Промсвязь» Барвих В.В.

Согласно ст. 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущественная, дисциплинарная, административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена и ст. 75 Закона №7-ФЗ.

Приведенные нарушения требований ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11, 14, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения Барвих В.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются, уставом ООО «Промсервис», договором №... о вывозе и захоронению отходов, содержащим сведения об образовании в результате деятельности ООО «Промсервис» отходов, относящихся к различным классам опасности, данными акта проверки и другими материалами дела.

Каких-либо нарушений, влекущих отмену или изменение спорного постановления государственного инспектора, вопреки доводам жалобы при производстве по делу об административном правонарушении и его рассмотрении, не допущено.

Что касается утверждения Барвих В.В. в жалобе о том, что в оспариваемом им постановлении не указано, в процессе осуществления какого вида деятельности по обращению с отходами, обществом допущено вменяемое ему в вину правонарушение, то оно опровергается содержанием постановления.

Так, в постановлении главный государственный инспектор, ссылаясь на образование в ходе деятельности ООО «Промсервис», представляющих определенный класс опасности отходов, фактически описал действия ООО «Промсервис» по обращению с отходами, связанными с их складированием и накоплением.

Поэтому отсутствие в постановлении лишь ссылок на самих термином «складирование», «накопление» для привлечения Барвих В.В. к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правового значения не имеет.

Оснований для удовлетворения жалобы Барвих В.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

постановление главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ Махмутовой Н.С. ... от 00.00.0000, вынесенное в отношении Барвих В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Барвих В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                                                                       Абдрахманов О.М.

        Верно. Судья                          Абдрахманов О.М.

Подлинный документ подшит в деле №12-74/2011

Решение не вступило в законную силу 128.04.2011

Решение вступило в законную силу ___________________.

Секретарь суда: ______________      Судья: ____________