Дело № 12-66/2011 Р Е Ш Е Н И Е 18 апреля 2011 года г. Салават РБ Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Абдрахманов О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. на постановление государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, главного специалиста-эксперта Салаватского комитета Минэкологии РБ Шаймуратовой З.У. ... от 00.00.0000, у с т а н о в и л : постановлением государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, главного специалиста-эксперта Салаватского комитета Минэкологии РБ Шаймуратовой З.У. (далее государственный инспектор) ... от 00.00.0000, Нуралин Б.Д. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что в нарушение требований ст. ст. 11, 14, ч. 1 ст.19 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», инвентаризацию отходов не проводил, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформил, паспорта отходов 1-4 класса опасности не разработал, журнал первичного учета образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных твердых бытовых отходов не вел. Не согласившись с постановлением, Нуралин Б.Д. подал на него жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении дела об административном правонарушении и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В отзыве на жалобу Нуралина Б.Д. государственный инспектор просит обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, что постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. В судебном заседании Нуралин Б.Д. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление по делу административном правонарушении от 00.00.0000 отменить, производство по делу прекратить. Выслушав объяснения Нуралина Б.Д., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, основании для удовлетворения жалобы Нуралина Б.Д. не нахожу по следующим основаниям. Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 августа 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В соответствии со статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. В ходе проверки, проведенной государственным инспектором в ООО «Сумбель» установлено, что в процессе деятельности ООО «Сумбель» образуются следующие виды отходов: - отработанные ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административных и торговых помещениях в качестве освещения (на момент проверки отработанные ртутьсодержащие лампы оставались установленными в кабинете администрации ООО «Сумбель»). Положение «О порядке сбора, учета хранения и переработки ртутьсодержащих ламп» не разработано. Журнал учета отработанных ртутьсодержащих ламп, первичные документы по передаче ртутьсодержащих ламп в ООО «Сумбель» не ведется. Договора на прием отработанных ртуть содержащих ламп и приборов для передачи на утилизацию заключен 00.00.0000; - мусор от бытовых помещений организации несортированный (4 класс опасности). Договор, первичные документы по передаче данного вида отходов на утилизацию не представлены; - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (5 класс опасности). Данный вид отходов, образующийся в арендуемом помещении, принимает ... на основании договора аренды. Договор, первичные документы по передаче данного вида отходов на утилизацию по помещению по адресу: (адрес) не представлены; - отходы упаковочного картона незагрязненные (5 класс опасности). Представлен договор на прием данного вида отходов производства от 00.00.0000, заключенный ИП Е. Первичные документы по передаче отходов отсутствуют; - отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 класс опасности). Представлен договор на прием данного вида отходов производства от 00.00.0000, заключенный ИП Е. Первичные документы по передаче отходов отсутствуют. Таким образом, как обоснованно указано в постановлении, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Сумбель», предусмотренной Уставом, образуются приведенные выше отходы, связанные с их складированием, накоплением до их транспортирования (транспортирование должно осуществляться только специализированной организацией см. ст. 9 Закона 89 - ФЗ) для сдачи организациям, специализированным в городе с обращением отходами, что соответствует понятию «накопление отходов», приведенному в ст. 1 Закона №89-ФЗ. Утверждение Нуралина Б.Д. о том, что деятельность по складированию, накоплению как разновидность деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности юридического лица или предпринимателя по обращению с отходами и предполагает осуществление данного вида деятельности только специализированной организацией, не убедительны. В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ только деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется на основании лицензии, а деятельность по складированию, накоплению отходов, образующихся в результате хозяйственной или иной деятельности юридических лиц и предпринимателей, лицензирования не требует. Между тем, ООО «Сумбель» в данном случае осуществляет деятельность, не требующую лицензирования, по обращению с образовавшимися в процессе его деятельности отходами, связанное со складированием, накоплением и только осуществление транспортирования таких отходов с территории общества, сбор, использование, обезвреживание и их размещение указанным законом предоставлено специализированным в этой области обращения отходами организациям. Предлагаемое же Нуралиным Б.Д. толкование закона фактически означает бесконтрольное обращение юридическими лицами и предпринимателями с образующимися в процессе их хозяйственной или иной деятельности отходами, представляющими угрозу не только для окружающей среды, но и жизни и здоровью людей, до их сдачи специализированным организациям. Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 13 Федерального закона). Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт. Однако ООО «Сумбель» в лице его и.о. директора Нуралина Б.Д. в нарушение указанных требований Федерального закона паспорта отходов I - IV класса опасности не разработаны. Статьей 19 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, переданных другим лицам, отходов. Как установлено в ходе проверки в ООО «Сумбель» такой учет не организован, журнал такого учета не ведется. В нарушение требований ст. 11 Закона № 89-ФЗ в ООО «Сумбель» не проводилась и инвентаризация отходов. Ответственным за указанные нарушения требований приведенных норм закона № 89 - ФЗ является и.о. директора ООО «Сумбель» Нуралин Б.Д. Сам Нуралин Б.Д. в своей жалобе не оспаривает образование в ходе осуществления деятельности ООО «Сумбель» отходов (за исключением ртутьсодержащихся ламп), относящихся к различным видам опасности, а также факты отсутствия паспортов на эти отходы, учета и инвентаризации отходов в обществе. Согласно ст. 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приведенные нарушения требований ст. 11, 14, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Обстоятельства совершения Нуралиным Б.Д. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются, уставом ООО «Сумбель», договорами об утилизации, о приеме отходов, содержащими сведения об образовании в результате деятельности общества отходов, относящихся к различным классам опасности, данными справок, акта проверки и другими материалами дела. Что касается утверждения Нуралин Б.Д. о том, что не отработанных ртутьсодержащихся ламп в момент проверки в ООО «Сумбель» не имелось, то они голословны и опровергаются данными акта проверки, согласно которому на момент проверки отработанные ртутьсодержащие лампы оставались установленными в кабинете администрации ООО «Сумбель». Данным актом проверки Нуралин Б.Д. ознакомлен под роспись и при этом он по данному поводу каких-либо возражений не высказал. Каких-либо нарушений, влекущих отмену или изменение спорного постановления государственного инспектора, вопреки доводам жалобы при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы Нуралин Б.Д. не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд р е ш и л : постановление государственного инспектора по городскому округу г. Салават Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов Салаватского комитета Минэкологии РБ ... от 00.00.0000, вынесенное в отношении исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «Сумбель» Нуралина Б.Д. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья: Абдрахманов О.М. Верно. Судья Абдрахманов О.М. Подлинный документ подшит в деле №12-66/2011 Решение не вступило в законную силу 28.04.2011 Решение вступило в законную силу ___________________. Секретарь суда: ______________ Судья: ____________