5-195/2010 (Постановление)



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Салават 2 ноября 2010 г.

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Е.А. Якуниной,

с участием помощника прокурора Г.Р. Менчиковой, представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, О.Р. Кадырова и М.Р. Закирова, представителя Управления государственного аналитического контроля И.Р. Галинурова, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ А.Р. Валиуллина,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Салаватнефтеоргсинтез», адрес: (адрес), ОГРН 1020201994361, ИНН 0266008329, КПП 026601001;

                                                      

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 00.00.0000 Башкирский природоохранный прокурор возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», указывая, что данное юридическое лицо совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления при следующих обстоятельствах: Прокуратурой г. Салават 00.00.0000 было установлено, что на территории предприятия водоснабжения, канализации и очистки сточных вод (ПВК и ОСВ) ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», находящегося по адресу: (адрес), расположен выведенный из эксплуатации пруд накопитель ОС-88, использовавшийся для очистки сернисто-щелочных стоков, поступавших с промплощадки ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Данный пруд выведен из эксплуатации и из технологической системы, но не в полной мере очищается от размещенных там нефтесодержащих отходов, а оставшаяся в пруду часть нефтешлама закапывается строительными отходами, которые соответствуют 4 классу опасности и 3 классу опасности, соответствующим «Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденным приказом МПР России от 15.06.2001 №511. Прокурор указывает, что в нарушение требований природоохранного законодательства ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в установленном порядке надлежащая очистка указанного объекта от отходов не производится, не создаются необходимые условия дальнейшей рекультивации объекта размещения отходов, а, напротив, в результате действий по засыпке пруда-накопителя строительными отходами происходит их загрязнение нефтешламом, что впоследствии усложняет работы по надлежащей рекультивации территории. По утверждению прокурора загрязнение строительными отходами образуется новый вид отхода – строительный отход, загрязненный нефтепродуктом, на который предприятие не имеет паспорт отхода 1-4 класса опасности. При этом прокурор ссылается на нарушение действиями ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» пп.3-4 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, О.Р. Кадыров и М.Р. Закиров вину в совершении вменяемого правонарушения не признали, суду пояснили, что, во-первых, основания для применения к ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» административного наказания в виде приостановления деятельности, отсутствует, во-вторых, истек срок давности привлечения к административной ответственности, так как факт проведения работ по очистке пруда ОС-88 в отсутствие проекта рекультивации был обнаружен еще 00.00.0000 при возбуждении административного производства в отношении директора предприятия водоснабжения, канализации и очистки сточных вод ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Со стороны ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» отсутствуют нарушения экологических требований, договор на разработку проектной и рабочей документации по рекультивации пруда ОС-88 заключен 00.00.0000. Кроме того, пруд ОС-88 объектом длительного хранения отходов и объектом размещения отходов не является, а является прудом, выведенным из эксплуатации. В материалах дела об административном правонарушении имеются противоречия. 

По утверждению представителя Управления государственного аналитического контроля И.Р. Галинурова отбор проб для определения класса опасности производился по запросу прокуратуры, в связи с чем было произведено их отнесение к отходам. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что вина юридического лица ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, по следующим основаниям:

Прокурор, возбуждая дело об административном правонарушении, вменяет ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» нарушение п.4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которой собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств отнесения пруда ОС-88 к объектам размещения отходов.

Также ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» вменяется нарушение п.п. 3-4 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Статьей 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.                  

На основании материалов административного дела установлено, что пруд-накопитель сернисто-щелочных стоков ОС-88, принятый в эксплуатацию 00.00.0000 г. находится на территории очистных сооружений ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и выведен из эксплуатации более ... лет назад. В протоколе осмотра территории от 00.00.0000 г. отражен осмотр «недействующего пруда ОС-88» (по тексту протокола). На запрос прокуратуры письмом от 00.00.0000 сообщалось, что при зачистке пруда ОС-88 производилась временная укладка грунта со строительных площадок на очищенное место для возможности установки спецтехники и продолжения работ в количестве ... тыс. куб. м. В адрес генерального директора ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» направлялось представление Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры 00.00.0000 о прекращении размещения строительных отходов в пруде-накопителе ОС-88 и обеспечении разработки и реализации мероприятий по рекультивации пруда-накопителя. О прекращении временной засыпки пруда-накопителя ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» сообщило только 00.00.0000 г. Договор на проведение работ по теме: «рекультивация пруда ОС-88 ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» заключен только 00.00.0000.

Таким образом представленными материалами полностью подтверждена вина ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в нарушении положений п.3 и 4 ст. 39 и ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно вывод из эксплуатации пруда-накопителя произведен в отсутствии проектной документации и разработки мероприятий по восстановлению природной среды, в частности в отсутствие проекта рекультивации пруда-накопителя ОС-88.   

Доводы представителя ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» об истечении срока привлечения к административной ответственности, суд находит не обоснованными. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса). При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Из представления об устранении нарушений природоохранного законодательства от 00.00.0000 следует, что ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» предлагалось обеспечить разработку и реализацию мероприятий по рекультивации пруда-накопителя ОС-88 с сообщением о результатах рассмотрения представления в месячный срок с приложением копий подтверждающих документов. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении свидетельствует о невыполнении юридическим лицом данных требований в установленный срок. При таких обстоятельствах следует признать срок привлечения к административной ответственности ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» не пропущенным.  

В силу ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель после завершения эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Определяя размер наказания, суд учитывает значимость совершенного правонарушения, и принятые ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» после выявления правонарушения меры по разработке проекта рекультивации.  

На основании изложенного и руководствуясь ст. 8.7, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере ... руб. (....)

 

Уплату штрафа произвести по следующим реквизитам: получатель УФК по РБ (прокуратура Республики Башкортостан), ИНН 0274038937, КПП 027401001, р/с 40101810100000010001 в  ГРКЦ НБ РБ г. Уфа, БИК 048073001, ОКАТО 80401000000, КБК 415 1169 001 001 0000 40.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней после его вынесения.

Председательствующий судья, подпись

Копия верна, судья Якунина Е.А.

Постановление не вступило в законную силу 02.11.20102010