Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2010 года село Малояз
Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.
с участием истца Ахмеджанова В.Ю., представителя ответчика Зариповой Л.Р., представителя третьего лица Бычковой О.В.,
при секретаре Галимовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмеджанова В.Ю. к администрации сельского поселения М о признании права собственности на объекты недвижимости
у с т а н о в и л :
Ахмеджанов В.Ю. обратился в Салаватский районный суд Республики Башкортостан с иском к администрации сельского поселения М (далее по тексту – администрации М) о признании права собственности на объекты недвижимости, указывая, что по договору купли-продажи от Дата обезличена года он является покупателем следующих объектов недвижимости, находящихся в ... здания правления по ... ... площадью Номер обезличен кв.м; здания центральной ремонтной мастерской по ... ... площадью Номер обезличен кв.м.; дома охранника по ... ... площадью Номер обезличен кв.м.; здания мельницы по ... ... площадью Номер обезличен кв.м.; здания весовой и здания склада, расположенные в Номер обезличен м. к востоку от ... ( далее –объекты недвижимости). Продавец – СПК У являлся правопреемником колхоза У который владел указанными объектами недвижимости до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правопреемство подтверждается п.4 Устава СПК «Урал». Передача имущества подтверждается Актом приема-передачи основных средств из колхоза У правопреемнику СПК У Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от Дата обезличена года СПК У было признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим на основании решения собрания кредиторов о продаже недвижимого имущества без проведения открытых торгов по прямым договорам купли-продажи по заявкам покупателей был заключен договор купли-продажи от Дата обезличена года. Дата обезличена года продавец – СПК У ликвидирован. Просит признать за ним право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости согласно ст. 165, 551 ГК РФ.
В судебном заседании истец исковое заявление поддержал по приведенным в нем основаниям, суду показал, что все имеющиеся доказательства, обосновывающие его исковые требования, им суду представлены.
Представитель ответчика – управляющая делами администрации М Зарипова Л.Р., действующая на основании доверенности отДата обезличена года, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – администрации муниципального района С Бычкова О.В. – также не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Р не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав истца и представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из ч.1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной.
Из п. 2 статьи 8 ГК РФ следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, при этом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Федерального закона.
Как явствует из договора купли-продажи недвижимого имущества от Дата обезличена года (далее- договор), СПК У (Продавец) передает в собственность, а гр. Ахмеджанов В.Ю. (Покупатель) принимает и оплачивает объекты недвижимости, указанные в приложении, являющимся неотъемлемой частью договора. Оспариваемые объекты недвижимости указаны в приложении к данному договору.
Из Устава сельскохозяйственного производственного кооператива У (СПК У следует, что он образован собранием членов СПК Дата обезличена года и согласно п.2.4 Устава является правопреемником колхоза У в отношении всех прав и обязанностей л.д.15-38). Правопреемство подтверждено и протоколом Номер обезличен от Дата обезличена года собрания колхоза У л.д.39-40). Актом приема-передачи от Дата обезличена года колхозом У были переданы правопреемнику – СПК У 6(шесть) оспариваемых объектов недвижимости л.д.41).
Однако Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" введен в действие с 31.01.1998 года, и с этой даты все сделки с недвижимостью и возникшие права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ввиду чего право собственности СПК У на оспариваемые объекты недвижимости могло возникнуть только после государственной регистрации сделки и прав на недвижимость. Между тем, истцом не представлено суду каких-либо доказательств государственной регистрации возникших прав СПК У на объекты недвижимости, напротив, согласно сообщений об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее-ЕГРП) и сделок с ним за Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен от Дата обезличена года в ЕГРП отсутствуют сведения по оспариваемым объектам л.д.100-103). Отсутствие государственной регистрации сделки по передаче объектов недвижимости от колхоза У СПК У и возникших прав на данные объекты недвижимости у последнего означает, что каких-либо прав на оспариваемое недвижимое имущество у СПК У не возникло и данное юридическое лицо не вправе было распоряжаться им. Из этого следует, что СПК У не имел законных оснований по продаже объектов недвижимости истцу.
На основании анализа вышеприведенных доказательств суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение права собственности у СПК У на оспариваемые объекты недвижимости в соответствии с п.2 статьи 8 ГК РФ, а также возникновения права собственности у истца последним суду не приведено. Ссылка истца на ст. 165 и 551 ГК РФ не состоятельна, так как она применима лишь в случаях наличия права собственности продавца на объекты недвижимости. При таких обстоятельствах суд считает исковое заявление необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
АХМЕДЖАНОВУ В.Ю. в иске к администрации сельского поселения М о признании права собственности
- на здание правления по адресу ...;
- на здание центральной ремонтной и дом охранника по адресу ...
-на здание мельницы по адресу ...
- на здание весовой и здание склада по адресу ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья подпись Вахитова Г.Д.