Решение об удовлетворении исковых требований



Гр.дело Номер обезличен 415\10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Малояз 16 августа 2010 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

при секретаре Галимовой А.Р.,

с участием представителей истца Гайнетдинова Ф.Н.–Валиева Р.Р. и ответчика – Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ- Зияловой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГАЙНЕТДИНОВА ФИО18 к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ -УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в Салаватском районе РБ о признании незаконным и необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении такой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Гайнетдинов Ф.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению –Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Салаватском районе РБ (далее по тексту УПФ РФ в Салаватском районе РБ) об обязывании ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды его службы по призыву в Вооруженных Силах с Дата обезличена года по Дата обезличена года и работу в должности председателя ФИО19 и главы администрации ФИО20 с Дата обезличена года по Дата обезличена года, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости. Истец в своем иске утверждает, что отказ специалистов Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ включить вышеуказанные периоды его работы в стаж для назначения досрочной пенсии нарушает его конституционные права, поскольку указанные периоды относятся к периодам деятельности до установления нового правого регулирования назначения пенсий педагогическим работникам и он был уверен, что эти годы войдут в педагогический стаж, в то время законодательством это было предусмотрено.

В судебное заседание истец Гайнетдинов Ф.Н., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, обратился суду с заявлением о рассмотрении дела без его участия, с участием его представителя Валиева Р.Р. (заявление нал.д.6).

В судебном заседании представитель истца Гайнетдинова Ф.Н.- Валиев Р.Р. исковые требования своего доверителя поддержал полностью по изложенным в иске основаниям и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ – Зиялова М.И. исковые требования Гайнетдинова Ф.Н. не признала полностью по мотивам изложенным в оспариваемом решении ответчика от Дата обезличена года за Номер обезличен об отказе Гайнетдинову в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст.39 Конституции РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» подчеркивается, что главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию (п.22).

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункта 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( в редакции от 30 июня 2009 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как явствует из материалов дела решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ за Номер обезличен от Дата обезличена года Гайнетдинову Ф.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом ответчиком не были зачтены в необходимый для этого стаж педагогической деятельности такие периоды трудовой деятельности истца как работа в должности председателя ФИО21 и главы администрации ФИО22 с Дата обезличена года по Дата обезличена года л.д.7-8). Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами тот факт, что в педагогический стаж истца не зачтен ответчиком и период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

При этом, в судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ – Зиялова М.И. пояснила, что при проверке стажа истца необходимой для назначения досрочной пенсии период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР не был зачтен в педагогический стаж, поскольку военная служба по призыву Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года не предусмотрена, а утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в настоящее время не действует и в рассматриваемом случае не может применяться.

Из копии трудовой книжки Гайнетдинова Ф.Н. и его военного билета серии ВТ Номер обезличен усматривается, что он действительно с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил службу в Вооруженных Силах СССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал в должностях председателя и главы ФИО23 л.д.9-11,13).

Положения ст.6 (ч.2), ст.15 (ч.4), ст.17 (ч.1), ст.ст.18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу ч.2 ст.55 Конституции РФ не должны издаваться в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В рассматриваемом случае в оспариваемые истцом периоды времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктами «а», «б» и «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах ; работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР (документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953).

Из представленных суду документов следует, что периоды службы Гайнетдинова в Вооруженных Силах СССР (с Дата обезличена года по Дата обезличена года ) и его работы на выборных должностях в ФИО24 (с Дата обезличена года по Дата обезличена года) относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Таким образом, указанные в иске периоды службы Гайнетдинова в составе Вооруженных Сил СССР(с 29.10.1978 года по 08.10.1980 года ) и работы должности председателя и главы администрации Мечетлинского сельского Совета (с 26 марта 1990 года по 31.12.2001 года- до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам ) подлежат включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет ( согласно действующему законодательству право на досрочное назначение пенсии) независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть1),2,18,54(часть1),55 (части 2 и3) и 57 Конституции РФ. Следовательно, оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент прохождения им службы в рядах Вооруженных Силах СССР и работы в вышеуказанных выборных должностях.

При этом, в силу п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 время работы на выборной и другой ответственной работа в партийных и комсомольских органах, на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Изучение данных трудовой книжки истца и приведенного выше решения УПФ РФ в Салаватском районе РБ об отказе в установлении пенсии за Номер обезличен от Дата обезличена года показывает, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (на 01.12.2009 года) педагогический стаж Гайнетдинова Ф.Н. (без учета оспариваемых периодов работы и службы) составил Номер обезличен дней). Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами Гайнетдинов до настоящего времени продолжает работать преподавателем.

Следовательно, Гайнетдиновым п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 будет соблюден по состоянию на 23.01.2010 года (то есть на день судебного разбирательства он имеет специальный стаж более 16 лет 8 месяцев).

На основании анализа вышеизложенного, суд считает возможным применение Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и включение периодов работы истца в должности председателя и главы администрации Мечетлинского сельского Совета и службы в составе Вооруженных Сил СССР в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем его требования о включении вышеприведенных оспариваемых периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии– подлежат удовлетворению.

На момент обращения за назначением и выплатой досрочной пенсии по старости, то есть на 01.12.2009 года педагогический стаж Гайнетдинова без учета оспариваемых периодов его трудовой деятельности как было приведено выше составил 16 лет 6 месяцев и 12 дней (решение УПФ РФ в Салаватском районе РБ об отказе в установлении пенсии Гайнетдинову Ф.Н. от Дата обезличена за Номер обезличен нал.д.8-9). С учетом включения в специальный стаж Гайнетдинова оспариваемых периодов времени составит более 25 лет.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права Гайнетдинова на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

В силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В судебном заседании представитель истца Гайнетдинова-Валиев пояснил, что его доверитель первоначально с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости обратился в УПФ РФ в Салаватском районе РБ Дата обезличена года. Данный факт представитель ответчика не оспаривала в судебном заседании. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается и оспариваемым решением УПФ РФ в Салаватском районе РБ об отказе в установлении пенсии от Дата обезличена года за Номер обезличен.

Кроме того, как следует из текста оспариваемого решения ответчика от Дата обезличена года в нем в качестве основания для отказа в установлении пенсии указано только на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа, ссылки на иные основания (в том числе и на не предоставление заявителем необходимых для назначения пенсии документов) в нем нет.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и соблюдения истцом положений п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (о наличии у него специального стажа-Номер обезличен) суд считает истцу необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года, поскольку это будет гарантировать ему своевременное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.15 ГК РФ и ст.ст.98,100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Гайнетдинова Ф.Н. подлежат взысканию и понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей л.д.2) и на оплату услуг представителя (квитанция нал.д.12). Однако, заявленный истцом размер судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей суд считает завышенным и, исходя из требований разумности, определяет размер подлежащего возмещению ответчиком судебных расходов в 2000 рублей, поскольку подготовка дела не требовала вложения большого объема времени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ включить в стаж работы Гайнетдинова ФИО25 для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года и работу в должности председателя ФИО26 и главы администрации ФИО27 с Дата обезличена года по Дата обезличена года, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена года.

Взыскать с Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ в пользу ГАЙНЕТДИНОВУ ФИО28 в возмещение судебных расходов 2 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Салаватский районный суд РБ.

Судья подпись Г.Д.Вахитова