Решение об удовлетворении исковых требований



Гр.дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Малояз 20 июля 2010 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

при секретаре Галимовой А.Р.,

с участием истца Мухиева А.Р. и его представителя адвоката Валетдинова Р.Н., представителя ответчика – Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ- Галимова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУХИЕВА А.Р. к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Салаватском районе РБ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Мухиев А.Р. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению –Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Салаватском районе РБ (далее по тексту УПФ РФ в Салаватском районе РБ) о признании необоснованным отказа УПФ РФ в Салаватском районе РБ в назначении ему пенсии по старости досрочно как связанную с тяжелыми условиями труда и об обязывании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года, то есть со дня обращения за назначением и выплатой указанной пенсии. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он Дата обезличена года обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако ответчик направил ему письмо за № 257 от 18.02.2010 года, в котором указал на невозможность назначения ему досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого страхового стажа. В его страховой стаж не были зачтены периоды его работы с 10.06.1974 года по 23.07.1976 года в СУ ТЭЦ ОГПЗ в должности газоэлектросварщика и с Дата обезличена года по июль 1999 года время работы в местах лишения свободы, мотивируя тем, что в указанные периоды он не был застрахован в системе обязательного страхования. Данное решение ответчика он считает необоснованным, поскольку у него имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Мухиев А.Р. и его представитель адвокат Валетдинов Р.Н. исковые требования поддержали полностью по изложенным в иске основаниям и просили его удовлетворить.

Представитель ответчика – УПФ РФ в Салаватском районе РБ –Галимов К.А. исковые требования Мухиева не признал по мотивам изложенным в оспариваемом письме ответчика за исх. Номер обезличен об отказе в установлении ему пенсии от Дата обезличена года.

Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст.39 Конституции РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» подчеркивается, что главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию (п.22).

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Положения ст.6 (ч.2), ст.15 (ч.4) ст.17 (ч.1), ст.ст.18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как явствует из материалов дела на письменное заявление истца Мухиева А.Р. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости от Дата обезличена года ответчиком Управлением Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ направлено письмо за Номер обезличен от Дата обезличена года, которым Мухиеву отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. При этом, ответчиком не были зачтены в страховой стаж истца его работа с Дата обезличена года по Дата обезличена года в СУ ТЭЦ ОГПЗ в должности газоэлектросварщика, поскольку в справке по данному периоду работы нет основания его выдачи, и его работа в местах отбывания наказания с Дата обезличена года июль 1999 года со ссылкой на то, что в указанный период он не был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования л.д.5-6). При этом, ответчиком в вышеприведенном письме указано, что стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда составляет 12 лет 6 месяцев и 13 дней.

Согласно п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если они проработали на этих работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии со ст.104 УИК РФ время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Изучение данных трудовой книжки истца Мухиева А.Р.и вкладыша к нему нал.д.7-17 и его паспорта Номер обезличен показывает, что истец достиг возраста Номер обезличен лет.

По данным справок ... Мухиев А.Р. отбывал срок наказания в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года, за период отбывания наказания он проработал на предприятии учреждения в цехе поддонов в качестве электросварщика с Дата обезличена года по июль 1999 года, за период отбывания наказания в ... он всего проработал на предприятии 2 года 5 месяцевл.д.17-18).

Из справки ... от Дата обезличена года следует, что Мухиев действительно работал в СУ ТЭЦ ОГПЗ в должности газоэлектросварщика с Дата обезличена года по Дата обезличена года.Данная справка содержит отметку о ее выдаче взамен трудовой книжки.

Согласно справке ООО «Энергосельстрой» за Номер обезличен от Дата обезличена года кадровые документы СУ ТЭЦ ОГПЗ ... хранятся в архиве ООО «Энергосельстрой». Однако, на основании письма ОПФР по ... Номер обезличен от Дата обезличена года, ввиду того, что ООО «Энергосельстрой» не является правопреемником СУ ТЭЦ ОГПЗ ... они не могут выдать справку Мухиеву о его работе СУ ТЭЦ ОГПЗ ... в должности газоэлектросварщика с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Из письма ГУ- ОПФР по ... за Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что ООО «Энергосельстрой» неправомочно выдавать архивные справки о работе до внесения в его учредительные документы дополнительного пункта об ответственности за обеспечение сохранности, оказавшихся в его ответственности документов ОАО «Орегбургэнергострой» и о выдаче гражданам для пенсионного обеспечения архивных справок, копий этих документов.

В силу п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального закона.

Согласно ст.96 Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.

На основании анализа вышеизложенного суд приходит к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что работа истца с Дата обезличена года по Дата обезличена года в СУ ТЭЦ ОГПЗ в должности газоэлектросварщика и с Дата обезличена года по июль 1999 года время работы в местах лишения свободы подлежит включению в его страховой стаж.

Довод представителя ответчика УПФ РФ в Салаватском районе РБ о том, что представленных истцом документов недостаточно для назначения ему досрочной трудовой пенсии, поскольку его работа в оспариваемые периоды не подтверждена соответствующими первичными документами, в рассматриваемом случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца включить указанные периоды его трудовой деятельности в страховой стаж. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что эти документы отсутствуют на сегодняшний день, так как документы не сохранились, не сданы в архив либо их невозможно представить ввиду ликвидации предприятия-работодателя, поэтому указанное обстоятельство как не зависящее от истца не лишает его права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Довод ответчика, в обоснование своего решения об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии, что в отношении спорных периодов работы Мухиева отсутствуют сведения персонифицированного учета суд признает необоснованным, поскольку с учетом положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете» обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя, надлежащий контроль за предоставлением работодателем указанных сведений –на Пенсионный Фонд РФ, поэтому гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей.

Сам по себе факт непредставления работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверных и в полном объеме сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которыми подтверждаются засчитываемые в его страховой стаж периоды работы, не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на работника и ущемление его пенсионных прав, гарантированных ст.39 Конституции РФ. Возложение ответственности за действия работодателя на истца не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права, закрепленные Федеральными законами и гарантированные Конституцией РФ.

Действующее законодательство – Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» не содержали и не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное представление работодателем сведений обо всех лицах работающих у него, в том числе о трудовом стаже. На застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по представлению сведений о трудовом стаже (в том числе о периодах работы истца, включаемые в специальный стаж, определяемый тяжелыми условиями труда) в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого решения УПФ РФ в Салаватском районе РБ об отказе в установлении пенсии Мухиеву от Дата обезличена года на момент обращения за назначением и выплатой досрочной пенсии по старости, то есть на Дата обезличена года специальный стаж истца без включения оспариваемых периодов его трудовой деятельности составил 12 лет 06 месяцев и 13 дней, а страховой -20 лет 11 месяцев и 4 дня.

С учетом вышеизложенного, данных трудовой книжки истца Мухиева и включения в его страховой стаж оспариваемых периодов времени ( работу с Дата обезличена года по Дата обезличена года в СУ ТЭЦ ОГПЗ в должности газоэлектросварщика и с Дата обезличена года по июль 1999 года время работы в местах лишения свободы), его страховой стаж на Дата обезличена года (на день обращения за назначением и выплатой пенсии) составит более 25 лет.

Следовательно, истец имеет право на досрочное назначение пенсии, поскольку он достиг необходимого возраста (55 лет), проработал на работах с тяжелыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж более 25 лет.

При таких обстоятельствах, решение УПФ РФ в Салаватском районе РБ об отказе в установлении пенсии Мухиеву А.Р. от Дата обезличена года в части касающейся отказа во включении в страховой стаж истца вышеприведенных периодов его трудовой деятельности, и в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, следует считать необоснованным.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права Мухиева А.Р. на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

В силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В судебном заседании истец и его представитель пояснили, что Мухиев с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости обратился в УПФ РФ в Салаватском районе РБ Дата обезличена года. Данный факт представитель ответчика не оспаривал в судебном заседании. Указанное также подтверждается и содержанием оспариваемого решения ответчика от Дата обезличена года нал.д. 5-6.

Кроме того, как следует из текста указанного решения ответчика за от Дата обезличена года в нем в качестве основания для отказа в установлении пенсии указано только на отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа, ссылки на иные основания (в том числе и на не предоставление заявителем необходимых для назначения пенсии документов) в нем нет.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» суд считает требование истца Мухиева о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента первоначального его обращения за указанной пенсией, то есть с Дата обезличена года, подлежит удовлетворению, поскольку гарантирует ему своевременное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию и понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей л.д.2).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать необоснованным отказ Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ от Дата обезличена года в назначении МУХИЕВУ А.Р. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ включить в страховой стаж МУХИЕВА А.Р. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период его работы в должности газоэлектросварщика в СУ ТЭЦ ОГПЗ ... Дата обезличена года по Дата обезличена года и в должности электросварщика в ... с Дата обезличена года по июль 1999 года (два года пять месяцев) и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 05.02.2010 года.

Взыскать с Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ в Салаватском районе РБ в пользу МУХИЕВА А.Р. в возмещение судебных расходов 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Салаватский районный суд РБ.

Судья подпись Г.Д.Вахитова

Решение вступило в законную силу 31 июля 2010 г.