Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Малояз Республика Башкортостан 03 сентября 2010 года
Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.
с участием истца Шайхисламова Э.Н., помощника прокурора Салаватского района Республики Башкортостан Кашкарова Т.М., представителя ответчика – C Расуловой Л.И., представителя 3-го лица C Вакилова А.Д., представителя органа опеки и попечительства Гайнельяновой А.Д.,
при секретаре Галимовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Салаватского района Республики Башкортостан в защиту интересов Шайхисламова Э.Н. к С об устранении нарушения жилищных прав Шайхисламова Э.Н.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Салаватского района Республики Башкортостан обратился в Салаватский районный суд Республики Башкортостан с иском в защиту интересов Шайхисламова Э.Н. к С, указывая следующее. Постановлением от Дата обезличена года Номер обезличен администрации муниципального района ... РБ над несовершеннолетним Шайхисламовым Э.Н. установлена опека, опекуном назначена Шайхисламова Ж.Н., а также за Шайхисламовым Э.Н. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: ... .... Несовершеннолетний Шайхисламов Э.Н. зарегистрирован по адресу ... РБ ... ... ... .... В данной квартире Шайхисламов проживал с матерью с 2000 года, после ее смерти в 2005 году проживал совместно с сестрой Шайхисламовой Ж.Н.. В 2009 году данная квартира и дом в целом пришли в непригодность. В связи с этим просил признать бездействие ответчика незаконным; обязать ответчика поставить Шайхисламова Э.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и незамедлительно предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда; признать за Шайхисламовым Э.Н. право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Салаватского района РБ Кашкаров Т.М. поддержал исковое заявление по приведенным в нем основаниям, просил его удовлетворить, суду показал, что каких-либо уточнений и дополнений к иску не имеет, все доказательства суду представлены.
Истец Шайхисламов Э.Н. также поддержал исковое заявление, просил его удовлетворить, суду показал, что социальный педагог с места его учебы обращался в администрацию района с письмом ( но не заказным) о постановке его на учет, но ответа не было.
Представитель ответчика - С (далее- С) Расулова Л.И. возражала против удовлетворения искового заявления, суду показала, что заявления Шайхисламова Э.Н. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию не поступало, доказательств этого нет. Какие-либо права истца ими не нарушены, так как жилье за ним было закреплено.
Представитель третьего лица – С Вакилов А.Д. также возражал против удовлетворения искового заявления, суду показал, что квартира за истцом закреплена, но данный дом на баланс сельского поселения не принят и в установленном законом порядке ветхим и аварийным не признан. На момент закрепления жилья данная квартира была в нормальном состоянии. По договору с конкурсным управляющим Т именно он должен привести этот дом в надлежащее состояние, затем этот дом будет принят на баланс сельского поселения. Истец к ним с каким-либо заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий не обращался. В настоящее время у них нет ни квартир, ни финансовых возможностей предоставить Шайхисламову другое жилье. В доме, где находится квартира Шайхисламова, проживают еще несколько малоимущих семей
Выслушав истца и помощника прокурора Салаватского района РБ, заслушав представителей ответчика и третьего лица, а также представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, при этом с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следует учесть, что ЖК РФ установил две основных группы граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие, во-вторых, граждане, указанные в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации. При этом если органы местного самоуправления они не наделены определенными государственными полномочиями, то из муниципального жилищного фонда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим (ст.49 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, Шайхисламов Э.Н. родился Дата обезличена года в ... района РБ л.д.16,22). Ввиду смерти отца в Дата обезличена года и смерти матери в Дата обезличена года, над несовершеннолетним Шайхисламовым Э.Н. постановлением С Номер обезличен от Дата обезличена года была установлена опека, закреплена за ним жилая площадь в ... л.д.8).
Представитель органа опеки и попечительства Гайнельянова А.Д. пояснила суду, что закреплялась жилая площадь, занимаемая семьей Шайхисламовых на день смерти матери (то есть квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ...).
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от Дата обезличена года следует, что жилищные условия на то время соответствовали предъявляемым требованиям л.д.31). Это же подтверждается и показаниями истца Шайхисламова Э.Н., а также показаниями представителя третьего лица Вакилова А.Д. Как указал истец в объяснении от Дата обезличена года, в данной квартире он с сестрой проживали до 2008 года до его отъезда на учебу л.д.35-36). Зимой 2009 года он приехал на каникулы в ... и жил в своей квартире, а приехав в марте 2009 года – увидел, что весь дом пришел в негодное состояние, в том числе и его квартира. Отсюда следует, что истец в установленном порядке имеет право пользования и владения данным жилым помещением, это право учитывается всеми заинтересованными органами и никем не оспаривается.
Как явствует из протокола объяснения главного специалиста администрации Салаватского района РБ Гилязовой А.М. л.д.53-54), Дата обезличена года Шайхисламов Э.Н. действительно написал заявление на имя главы администрации района с просьбой о выделении жилья как сироте, данное заявление было зарегистрировано и направлено главе администрации. Однако, доказательств того, что истец обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, данное объяснение не содержит. Каких-либо доказательств того, что истец действительно обращался с надлежаще оформленным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и представил в администрацию Салаватского района РБ документы, подтверждающие свое право в соответствии со ст.52 Жилищного Кодекса РФ, суду не представлено. Более того, в судебном заседании Шайхисламов Э.Н. пояснил, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он никуда не обращался, заявление он писал о выделении ему жилья.
Следует учесть, что согласно ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998г. N188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Из требований п.1 ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Башкортостан не наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. № 250-О-П, данные полномочия осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по месту жительства ребенка, а не орган местного самоуправления.
Ввиду отсутствия доказательств обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (с приложением необходимых документов) суд не может признать бездействие ответчика незаконным и обязать ответчика поставить истца на данный вид учета.
Из приложенных к исковому заявлению квартирного ордера л.д.32) и акта-приема-передачи жилищного фонда Т от Дата обезличена года л.д.37) следует, что собственником указанного дома Номер обезличен по ... в ... являлось Т Это значит, что именно Т как собственник жилья и наймодатель обязан был поддерживать дом в надлежащем состоянии.
Заслуживает внимания и довод представителя третьего лица о том, что данный дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания.
Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из п.7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена N 47 (далее- Положение) следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в вышеприведенном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, но вправе принимать и решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. В состав комиссии, наряду с представителями органа местного самоуправления, включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. По результатам работы комиссии может быть принято одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в указанном Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п.44 Положения).
Суд считает недоказанным суждение об исключительно аварийном состоянии дома и обязательном его сносе ввиду того, что компетентной комиссией обследование дома и квартиры не проводилось, возможность капитального ремонта и реконструкции дома специалистами не рассматривалась, заключения специализированной организации о сносе дома не имеется. В судебном заседании стороны не оспаривали данное обстоятельство. Имеющиеся в материалах дела л.д.14,64) акты не отвечают вышеприведенным требованиям и в силу ст. 60 ГПК РФ не могут быть признаны допустимыми доказательствами, кроме того, заключения данных актов противоречат друг другу и не подписаны всеми членами комиссии.
При таких обстоятельствах, суд не может признать доказанным право истца на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение за ним закреплено, в установленном порядке оно непригодным для проживания не признано, соответствующие требованиям Жилищного Кодекса РФ документы, доказывающие его право на предоставление жилого помещения, истцом суду не представлены.
С учетом вышеприведенных норм не подлежит удовлетворению и требование об обязывании ответчика о незамедлительном предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Салаватского района Республики Башкортостан в иске к С о признании бездействия С незаконной; об обязывании С поставить на учет Шайхисламова Э.Н. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; о признании за Шайхисламовым Э.Н. права на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных социальных норм из муниципального жилищного фонда; об обязывании незамедлительно предоставить Шайхисламову Э.Н. жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм из муниципального жилищного фонда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение десяти дней.
Судья подпись Г.Д. Вахитова