Решение об удовлетворении исковых требований



гр.дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Малояз 22 декабря 2010 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

с участием помощника прокурора <адрес> РБ К, ХМ, представителя <адрес> РБ- Р,

при секретаре Галимовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах ХМ об оспаривании решения <адрес> РБ,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РБ в интересах ХМ обратился в суд с заявлением к <адрес> РБ о признании незаконным постановление главы <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № в части исключения ХМ из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ, и об обязывании указанный орган местного самоуправления включить ХМ в такой список, ссылаясь на нарушение <адрес> РБ положений действующего законодательства по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.Жена умершего участника Великой Отечественной войны-ХМ, которая согласно акту обследования жилищно-бытовых условий была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением главы <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с формулировкой «в связи с неправомерной постановкой на учет». На запрос прокурора об основаниях исключения ХМ из указанного списка,из <адрес> РБ поступил письменный ответ, из которого следует, что основаниями для снятия ХМ с учета явился факт ее проживания в жилом доме общей площадью превышающей норму жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, и заключение Межведомственной комиссии при Администрации МР <адрес> РБ о признании жилого дома ХМ пригодным для постоянного проживания. Оспариваемым постановлением <адрес> РБ нарушаются права ХМ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ К заявленные требования поддержал полностью по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

В судебном заседании ХМ просила заявление прокурора удовлетворить полностью, пояснив, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Она предоставила в Администрацию МР <адрес> заявление и соответствующие документы для рассмотрения вопроса о постановке ее на учет как члена семьи умершего участника войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ее дом действительно имеет большую площадь, но в настоящее время дом очень ветхий. Дом был построен в 1963 году и с этого времени в нем не проводился капитальный ремонт. Зимой в доме очень холодно, одна стена дома осела. Представители сельсовета приходили к ней домой, осматривали его полностью и дали акт, что ее дом непригоден для постоянного проживания. Весной приезжал из администрации района Кильдияров, который не осматривал ее дом, просто сказал ей, что дом у нее большой и поэтому ей средств на обеспечение жильем выделяться не будет. Комиссия из <адрес> на обследование ее дома не приезжала. Она просит признать решение Администрации МР <адрес> об исключении ее из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ незаконным, обязать Администрацию МР <адрес> включить ее в такой список.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ Р требования прокурора не признала, возражала против их удовлетворения, пояснив суду, что основанием для снятия ХМ из указанного учета явился факт ее проживания в жилом доме общей площадью превышающей норму жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий. При этом, представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ не оспаривала тот факт, что на момент принятия Администрацией МР <адрес> РБ оспариваемого решения заключения Межведомственной комиссии при Администрации МР <адрес> РБ о признании жилого дома ХМ пригодным для постоянного проживания не было.

Выслушав прокурора, ХМ, представителя <адрес> РБ, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органов государственной власти или органа местного самоуправления входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Постановлением Правительства РБ от 03 августа 2006 года за № 222 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников семей погибших(умерших)инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включены в категорию граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Указанным Постановлением определен порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и организация работы по выдаче свидетельств.

Как разъяснено в п.п.4.1-4.2 вышеприведенного Правительства РБ от 03 августа 2006 года за № 222 списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения формируются Министерством труда и социальной защиты населения РБ на основании соответствующих списков граждан, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме установленной министерством. Данные списки утверждаются главами администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Как явствует из постановления <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О рассмотрении протокола межведомственной комиссии» - рассмотрев списки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ постановлено снять с учета членов семей погибших (умерших)инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий -ХМ, д.Урманчино, в связи с неправомерной постановкой на учет ( л.д.20-21).

Согласно удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ ХМ имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (копия удостоверения серии В № на л.д.23).

Из выписки из похозяйственной книги № Администрации Л сельсовет явствует, что ХМ имеет в собственности жилой <адрес> года постройки, общей площадью 39,4 квадратных метров по адресу д.Урманчино <адрес> РБ, в котором зарегистрирована и проживает (л.д.23-24).

ДД.ММ.ГГГГ ХМ обратилась в Администрацию МР <адрес> РБ с заявлением об улучшении жилищно-бытовых условий (л.д.22). Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, ХМ при подаче указанного заявления для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий представила в администрацию <адрес> РБ все необходимые документы в соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ за №, в том числе и документ, подтверждающий признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, согласно данным акта проверки комиссии при сельском поселении Л МР <адрес> РБ жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ ХМ признана нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий (л.д.27).

Свидетель ХР показал суду, что он является главой сельского поселения Л МР <адрес> РБ. В составе комиссии он обследовал жилищно-бытовые условия ХМ. ХМ действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Жилой дом, в котором проживает ХМ, 1963 года постройки, очень ветхий, одна стена дома осела, возможно сгнили нижние венцы дома; подоконники сгнили. В этом доме не проводился капитальный ремонт.

Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п.7 указанного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

В соответствии с п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами тот факт, что на момент вынесения оспариваемого решения об исключении ХМ из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ, обследование межведомственной комиссией при администрации МР <адрес> РБ жилого дома ХМ и признание его в установленном порядке пригодным для проживания не было произведено; данная межведомственная комиссия располагала теми же документами в отношении ХМ, которые были у нее при ее постановке на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу норм действующего законодательства только наличие у гражданина в собственности жилого помещения площадью превышающей норму площади жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для признания его не нуждающимся в улучшении жилищных условий, при наличии других оснований для признания его жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

Иных доказательств, свидетельствующих о необоснованной постановке ХМ на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на момент вынесения оспариваемого постановления о снятии ХМ с учета, материалы дела не содержат и сторонами в обоснование своих доводов не представлено.

На основании изложенного, с учетом приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае постановление главы <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № в части исключения ХМ из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ является необоснованным и нарушающим права ХМ на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (социальной выплаты на приобретение жилого помещения).

При таких обстоятельствах, заявление прокурора следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ и ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать необоснованным постановление главы <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № в части исключения ХМ из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ.

Обязать администрацию <адрес> РБ восстановить ХМ, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> и являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны ХХ, в списках ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Салаватскому району РБ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский районный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись Г.Д.Вахитова