Решение об удовлетворении требований



гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Малояз 20 июня 2011 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

с участием помощника прокурора Салаватского района РБ Кашкарова Т.М., заявителя Гиниятуллина Ф.Х., представителя Администрации МР Салаватский район РБ Кильдиярова В.Р., секретаря Совета МР Салаватский район РБ – Сибагатова И.Р., и.о. главы сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ – Валиуллиной З.Д.,

при секретаре Баймукановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГИНИЯТУЛЛИНА Ф.Х. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Гиниятуллин Ф.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ от 03 июня 2011 года за № 17 об удалении его как главу сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ в отставку, ссылаясь на то, что оспариваемое им решение органа местного самоуправления было принято необоснованно и с нарушением установленного законом порядка удаления в отставку главы сельского поселения, а именно за последние три месяца замечаний со стороны надзорных органов, администрации МР Салаватский район РБ, депутатов Совета и населения по поводу неисполнения главой администрации сельского поселения своих обязанностей по решению вопросов местного значения не было; он не был уведомлен о дате и месте проведения заседания Совета; не был ознакомлен с обращением инициативной группы депутатов и проектом решения; при принятии оспариваемого решения не было учтено мнение главы Администрации МР Салаватский район РБ.

В судебном заседании заявитель Гиниятуллин Ф.Х. свое заявление поддержал полностью по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.

            В судебном заседании помощник прокурора Салаватского района РБ Кашкаров Т.М. и представитель Администрации МР Салаватский район РБ Кильдияров В.Р. возражали против удовлетворения заявления Гиниятуллина Ф.Х. .

В судебном заседании и.о. главы сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ – Валиуллина З.Д. поддержала заявление Гиниятуллина Ф.Х., пояснив, что при принятии оспариваемого решения были допущены нарушения.

В судебном заседании секретарь Совета МР Салаватский район РБ – Сибагатов И.Р. не возражал против удовлетворения заявления Гиниятуллина Ф.Х., пояснив, что при принятии оспариваемого решения Советом сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ не была соблюдена установленная законом процедура удаления главы сельского поселения в отставку.

Выслушав стороны, изучив материалы дела,суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органов государственной власти или органа местного самоуправления входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела усматривается, что 03 июня 2011 года Советом сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ на третьем внеочередном заседании после рассмотрения обращения депутатов Совета сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ принято решение об удалении главы сельского поселения в отставку Гиниятуллина Ф.Х. «в соответствии с п.п.2 п.2 ст. 74.1 ФЗ от 03.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с неисполнением главой сельского поселения Алькинский сельсовет муниципального района Салаватский район РБ Гиниятуллиным Фаритом Халиловичем своих обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.10.2003 года № 131 –ФЗ, иными федеральными законами, уставом сельского поселения Алькинский сельсовет» (л.д.7-12).

Как вытекает из сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, ограничения конституционных прав, должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, то есть не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (Постановление Конституционного Судом РФ от 30.10.2003 года № 15-П).

Следовательно, процессуальные документы должны отвечать определенным требованиям: быть законными и обоснованными, содержать четкое, ясное, грамотное изложение сведений, обеспечивать определенную структуру выражения, соблюдение реквизитов и т.д.. Эти требования применительно к отдельным актам-документам четко закреплены в соответствующих правовых нормативных актах.

В соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред.03.05.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации). Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа местного образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данное инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, часть 4 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред.03.05.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязательность учета мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в рассматриваемом случае при вынесении органом местного самоуправления оспариваемого решения не была соблюдена процедура удаления главы сельского поселения в отставку.

На основании изложенного, с учетом приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим права заявителя.

При таких обстоятельствах, заявление следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ и ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Совета сельского поселения Алькинский сельсовет МР Салаватский район РБ от 03 июня 2011 года за № 17 «Об удалении главы сельского поселения Алькинский сельсовет муниципального района Салаватский район РБ в отставку»- незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский районный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись Г.Д.Вахитова

Решение вступило в законную силу 1 июля 2011 года.

Судья подпись Г.Д.Вахитова