Решение о признании незаконным и необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Малояз 09 марта 2011 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

при секретаре Галимовой А.Р.,

с участием представителя истицы Т- В, представителя ответчика – Г учреждения Управления Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ- З,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТАВГАЛОВОЙ Ф.Ф. ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ -У в С о признании незаконным и необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении такой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Т обратилась в суд с иском к Г Учреждению –Управлению Для исключений Федерации в <адрес> РБ (далее по тексту УПФ РФ в <адрес> РБ) о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязав ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы в Малоязовской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи, а так же время обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих требований истица ссылается на то, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не были зачтены вышеприведенные периоды ее трудовой деятельности. Данное решение она считает незаконным, поскольку вся ее трудовая деятельность связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и у неё имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В судебное заседание истица Т, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, обратилась суду с заявлением о рассмотрении дела без ее участия, с участием ее представителя –Валиева Р.Р. (заявление на л.д.5).

В судебном заседании представитель истицы Т- В исковые требования своего доверителя поддержал полностью по изложенным в иске основаниям и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ – З исковые требования Т не признала полностью по мотивам изложенным в оспариваемом решении ответчика об отказе в установлении ей пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за .

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст.39 Конституции РФ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу п.3 названных Правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Должность « фельдшера по приему и передаче вызовов» не поименована в разделе «Наименование должностей» вышеприведенного Списка.

Как явствует из материалов дела решением Управления Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ Т отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (25 лет стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской и городской местности). При этом, ответчиком не были зачтены в необходимый для этого стаж такие периоды трудовой деятельности истца как работа в Малоязовской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи, а так же время обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на то, что должность «фельдшера по приему и передаче вызовов» не предусмотрена в Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за и от ДД.ММ.ГГГГ , а периоды обучения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления, утвержденными Постановлением Правительства РФ за от ДД.ММ.ГГГГ(решение УПФ РФ в <адрес> РБ об отказе в установлении пенсии Т от ДД.ММ.ГГГГ за на л.д.9-10).

Согласно данным трудовой книжки истицы- Т работала в Малоязовской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи (л.д.11-12).

В соответствии с Положением о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ к должностным обязанностям фельдшера относятся: прием и своевременная передача вызовов персоналу свободных выездных бригад; оперативное руководство всеми выездными бригадами; контроль оперативности работы выездных бригад; информирование администрации учреждения о чрезвычайных происшествиях; связь с органами местной власти, правоохранительными органами; информирование населения в устной форме о местонахождении больных, которым оказана медицинская помощь; умение пользоваться современными средствами связи, компьютером; знания топографии города, дислокации подстанций и учреждения здравоохранения, места нахождения потенциально опасных объектов, алгоритма приема вызовов. То есть, приведенное Положение не предусматривает оказание медицинской помощи фельдшером по приему и передаче вызовов.

Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидиомиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением С от ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Впоследствии, принятое Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также как было приведено выше не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Между тем, анализируя деятельность истицы в оспариваемые периоды находит, что ее работа была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Круг обязанностей, который выполняла истица, мог выполняться фельдшером лечебного профиля в соответствии с уровнем образования.

Данные обстоятельства подтверждаются должностной инструкцией фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, трудовой книжкой истицы, данными о прохождении ею курсов повышения квалификации и другими материалами.

Согласно указанной должностной инструкции на должность фельдшера по приему и передаче вызовов назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», «сестринское дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат. Данной должностной инструкцией прямо предусмотрено обязанность работника вводить больным и пострадавшим лекарственные средства по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, проводить реанимационные мероприятия в соответствии утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; также фельдшер должен уметь пользоваться медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин и т.д..

Следовательно, в соответствии с должностной инструкцией в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи входит самостоятельное оказание медицинской помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи.

Материалами дела подтверждается, что в оспариваемый период значительное число граждан обращалось за оказанием необходимой медицинской помощи непосредственно в отделение скорой медицинской помощи.

Исходя из характера фактически выполняемой истицей работы по приему и передаче вызовов и при условии выполнения ею работы по оказанию медицинской помощи лицам, непосредственно обратившимся в медицинское учреждение, суд приходит к выводу о том, что у истицы возникло право на назначение пенсии по указанному основанию.

Системное толкование положений подпункта 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вышеназванных списков, позволяет придти к выводу о том, что для досрочного назначения пенсии имеет значение не формальное наименование должности, а суть осуществляемой деятельности. Более того, в рассматриваемом случае должность фельдшера предусмотрена указанными Списками.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истицы о включении в специальный стаж периодов ее работы в Малоязовской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи, подлежащими удовлетворению.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Для исключений Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Из оспариваемого решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за усматривается, что Т находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения возможна только при условии регулярного повышения квалификации медицинских работников, что определяется спецификой этой деятельности, в связи с чем и организуются курсы повышения квалификации. Они входят в медицинскую деятельность, являются условием этой деятельности, о чем свидетельствует то обстоятельство, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации оплачивается в том же размере, страховые взносы перечисляются в Пенсионный Ф, работникам, направляемым на повышение квалификации в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение

Как следует из оспариваемого решения УПФ РФ в <адрес> РБ об отказе в установлении пенсии Т от ДД.ММ.ГГГГ за на момент обращения за назначением и выплатой досрочной пенсии по старости специальный стаж истицы (с учетом работы в сельской местности) без включения оспариваемых периодов ее трудовой деятельности составил 22 года 3 месяца и 3 дня.

С учетом вышеизложенного, данных трудовой книжки Т и включения в ее специальный стаж оспариваемых периодов времени и с применением льготного порядка исчисления специального стажа, ее специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ (на день обращения за назначением и выплатой пенсии) составит более 30 лет в учреждениях здравоохранения в сельской и городской местности.

При таких обстоятельствах, решение УПФ РФ в <адрес> РБ об отказе в установлении пенсии Т от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся отказа во включении в специальный стаж истицы вышеприведенных периодов ее трудовой деятельности, и в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,следует считать незаконным и необоснованным.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права Т на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

В силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В судебном заседании представитель истицы В пояснил, что Т первоначально с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости обратилась в УПФ РФ в <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается представленной суду почтовой квитанцией о направлении почтового отправления ответчику (л.д.7).

Кроме того, как следует из текста указанного решения ответчика за от ДД.ММ.ГГГГ в нем в качестве основания для отказа в установлении пенсии указано только на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа, ссылки на иные основания (в том числе и на не предоставление заявителем необходимых для назначения пенсии документов) в нем нет.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» суд считает требование истицы Т о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента первоначального ее обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению, поскольку гарантирует ей своевременное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.15 ГК РФ и ст.ст.98,100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы Т подлежат взысканию и понесенные ею расходы по оплате Г пошлины в размере 200 рублей (л.д.2-3) и на оплату услуг представителя (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, заявленный истцом размер судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей суд считает завышенным и, исходя из требований разумности, определяет размер подлежащего возмещению ответчиком судебных расходов в 1000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать необоснованным отказ Г Учреждения-Управления Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ТАВГАЛОВОЙ Ф.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Обязать Г Учреждение-Управление Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ включить в стаж работы ТАВГАЛОВОЙ Ф.Ф., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Малоязовской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи, время обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Г Учреждения-Управления Пенсионного Ф РФ в <адрес> РБ в пользу ТАВГАЛОВОЙ Ф.Ф. в возмещение судебных расходов 1 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Салаватский районный суд РБ.

Судья подпись Г.Д.Вахитова

Решение вступило в законную силу

Судья подпись Г.Д.Вахитова