Решение о признании права на улучшение жилищных условий



гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Малояз Республики Башкортостан 10 февраля 2012 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

при секретаре Галимовой А.Р.,

с участием истицы Сагадиевой М.Х. и ее представителя Валиева Р.Р.,представителя ответчика А <адрес> РБ- Ситдиковой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению САГАДИЕВОЙ М.Х. к А <адрес> РБ о признании права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и включении в соответствующий список,

У С Т А Н О В И Л:

Сагадиева М.Х. обратилась в суд с исковым заявлением к А <адрес> РБ о признании незаконным отказ ответчика в постановке ее на учет как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий, о признании за ней права на улучшение жилищных условий согласно пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» и включении в соответствующий список, ссылаясь на нарушение А С РБ положений действующего законодательства по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.Она как жена умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем либо сертификата на его приобретение. Все необходимые документы ею были собраны и представлены ответчику. Однако, ответчик отказал ей во включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав на то, что она обеспечена жильем свыше учетной нормы, предусмотренной для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий, а дом в котором она проживает признан пригодным для проживания. Данное решение ответчика она считает незаконным, поскольку на свое заявление о включении в указанный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, письменного решения от ответчика она не получила; она является инвали<адрес> группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. Принадлежащий ей жилой дом старый, 1968 года постройки и ввиду ветхости непригоден для проживания- нижние венцы дома сгнили, фундамент полуразрушен, дом частично просел и продолжает проседать. В 2004 году С ее дом признавался ветхим и она была включена в соответствующую программу по ремонту ветхих домов. Комиссия, производившая обследование ее дома, не осмотрев дом надлежащим образом, признала его пригодным для проживания. Между тем, даже по техническому паспорту от 2006 года износ ее дома составляет 40%.

В судебном заседании истица Сагадиева М.Х. и ее представитель Валиев Р.Р. исковые требования поддержали полностью по изложенным в нем основаниям и просили их удовлетворить, пояснив, что они просят признать незаконным отказ ответчика включить истицу в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ и включить истицу в соответствующий список. Сагадиева является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и сдала в Администрацию МР <адрес> заявление и соответствующие документы для рассмотрения вопроса о постановке ее на учет как члена семьи умершего участника войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Оспариваемым решением ответчика нарушаются права Сагадиевой на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

            В судебном заседании представитель ответчика А <адрес> РБ Ситдикова Э.Р. заявленные требования Сагадиевой М.Х. не признала и возражала против их удовлетворения.

Выслушав истицу, представителей истицы и ответчика, изучив материалы дела, обозрев оригинал дела А <адрес> РБ в отношении Сагадиевой М.Х. по вопросу постановки ее на оспариваемый учет, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.ст.14,15 ФЗ «О ветеранах» обеспечению за счет средств бюджета подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, перечисленные в данном Указе. Пунктом 1 приведенного Указа Президента Российской Федерации постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно предписаниям по исполнению приведенного выше Указа Президента РФ, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ за «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников семей погибших(умерших)инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включены в категорию граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Указанным Постановлением определен порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и организация работы по выдаче свидетельств.

Как разъяснено в п.п.4.1-4.2 вышеприведенного Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ за списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения формируются Министерством труда и социальной защиты населения РБ на основании соответствующих списков граждан, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме установленной министерством. Данные списки утверждаются главами администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Как явствует из письма А <адрес> РБ в адрес истицы Сагадиевой М.Х. от ДД.ММ.ГГГГ за на л.д.6– ответчик, рассмотрев заявление Сагадиевой по вопросу улучшения жилищных условий, принял решение об отказе в постановке ее на учет членов семей погибших (умерших)инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что площадь жилого дома, в котором Сагадиева прописана и проживает, превышает норму площади жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, а так же в связи с признанием межведомственной комиссией при администрации МР <адрес> РБ указанного жилого дома пригодным для постоянного проживания. Из содержания приведенного выше письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за усматривается, что в нем в качестве основания для отказа в постановке истицу на соответствующий учет приведены только указанные выше факты, ссылок на иные обстоятельства в нем нет.

            Согласно удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ Сагадиева М.Х. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (копия удостоверения серии В на л.д.22).

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и данных технического паспорта на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.7-17 усматривается, что Сагадиевой М.Х. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес> РБ, общей площадью 37,5 кв.метров. Согласно данным технического паспорта домовладения за инвентарным указанный жилой дом является одноэтажным, материал стен бревенчатый; данное строение 1968 года постройки, не имеет водопровода, канализации, горячего водоснабжения, газовое отопление; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ фундамента дома, стен, перекрытий составил 40%. При этом, истица в судебном заседании пояснила, что как за последние 5 лет, так и ранее капитальный ремонт дома не проводился. Согласно материалам дела истица зарегистрирована в указанном жилом доме и проживает в нем постоянно.

Сагадиева М.Х. обратилась в А <адрес> РБ с заявлением об улучшении жилищно-бытовых условий. Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, Сагадиева М.Х. при подаче указанного заявления для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий представила в администрацию <адрес> РБ все необходимые документы в соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ за , в том числе и документ, подтверждающий признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, согласно данным акта проверки комиссии при сельском поселении Салаватский сельсовет МР <адрес> РБ жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ - жилой дом Сагадиевой по <адрес> РБ имеет ветхий фундамент с элементами разрушения, нижние венцы дома сгнили, полы неровные(перепад составляет более 10 сантиметров), потолки провисли, в связи с чем в доме необходимо проведение ремонта.

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии у Сагадиевой М.Х. прав иные жилые строения кроме указанного выше жилого дома по адресу <адрес> РБ.

Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

            Согласно п.7 указанного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

            В соответствии с п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из заключения межведомственной комиссии при А <адрес> РБ о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заключение о пригодности жилого дома Сагадиевой по <адрес> РБ для постоянного проживания принято на основании акта проверки комиссии при сельском поселении С <адрес> РБ жилищно-бытовых условий, технического паспорта на жилой дом и акта межведомственной комиссии ; ссылка в указанном заключении на иные документы отсутствует. При этом, подписи Сагадиевой в приведенном заключении не имеется, доказательств направления заявителю данного заключения представителем А <адрес> РБ суду не представлено. Кроме того, данное заключение межведомственной комиссии при администрации МР <адрес> РБ так же как и акт обследования помещения приведенной комиссией не подписано всеми его членами (отсутствуют подписи Расуловой Л.И.- юриста А <адрес> РБ и Ямалиева И.Р.- начальника ХЭГ районного отдела образования). Иных документов межведомственной комиссии при А <адрес> РБ составленных в другие даты (заключений, актов обследования помещения) материалы дела не содержат и сторонами в обоснование своих доводов не представлено.

Изучение содержания акта обследования помещения межведомственной комиссией при А <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что в нем фактически нет данных на основании которых комиссия пришла к выводу о пригодности обследуемого жилья проживанию(за исключением ссылок на год постройки дома, его площади и указания на «хорошее состояние дома, его окон и удовлетворительное состояние фундамента»). При этом, в указанном акте (в котором также подписи Сагадиевой отсутствуют) по результатам обследования комиссией сделан вывод о том, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания в доме необходимо проведение ремонта.

Так же, заслуживает внимания и то обстоятельство, что в приведенном выше акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией указывается на удовлетворительное состояние фундамента, тогда как в документах на основании которых давалось заключение указанной комиссией о пригодности жилья для постоянного проживания (в акте проверки комиссии при сельском поселении Салаватский сельсовет МР <адрес> РБ жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ и в техническом паспорте на домовладение) прямо указывается на ветхость фундамента, износ стен, перекрытий дома до 40%.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности вышеприведенных заключений межведомственной комиссии при администрации МР <адрес> РБ и акта обследования помещения указанной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу норм действующего законодательства только наличие у гражданина в собственности жилого помещения площадью превышающей норму площади жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для признания его не нуждающимся в улучшении жилищных условий, при наличии других оснований для признания его жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности постановки Сагадиевой М.Х. на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на момент вынесения оспариваемого решения ответчиком, материалы дела не содержат и сторонами в обоснование своих доводов не представлено.

В материалах дела так же отсутствуют доказательства совершения Сагадиевой умышленных действий направленных на ухудшение жилищных условий, которые привели к искусственному ухудшению ее жилищных условий.           

На основании изложенного, с учетом приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае решение ответчика об отказе включить истицу в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ является необоснованным и нарушающим права Сагадиевой на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (социальной выплаты на приобретение жилого помещения).

          При таких обстоятельствах, исковое заявление Сагадиевой следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать необоснованным решение А <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включить Сагадиеву М.Х. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ.

Обязать администрацию <адрес> РБ включить Сагадиеву М.Х., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес> <адрес> Республики Башкортостан, и являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны, в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский районный суд РБ.

Судья подпись Г.Д.Вахитова