Решение об удовлетворении требований



гр.дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Малояз 21 марта 2011 года

Салаватский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,

с участием представителя истицы Галиевой С.И.-Валиева Р.Р.,представителя ответчика <адрес> РБ- Расуловой Л.И.,

при секретаре Баймукановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ГАЛИЕВОЙ С.И. к С РБ о признании права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и включении в соответствующий список,

У С Т А Н О В И Л:

Галиева С.И. обратилась в суд с исковым заявлением к С о признании за ней права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и включении в соответствующий список, ссылаясь на нарушение С положений действующего законодательства по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Впоследствии, истица Галиева С.И. дополнила свои исковые требования и просила суд признать незаконным решение ответчика о снятии ее с учета членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий на основании постановления главы администрации МР <адрес> РБ от 24.09.2010 года за № 1133, ссылаясь на то, что она как жена умершего участника Великой Отечественной войны на основании акта обследования жилищно-бытовых условий была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. Однако, впоследствии решением <адрес> РБ она снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На свое заявление о причинах снятия ее с указанного учета письменного решения она не получила. При этом, устно ей пояснили, что причиной снятия ее с соответствующего учета является факт ее проживания с июля 2009 года по март 2010 года не по месту жительства, а в <адрес>. Данное решение ответчика она считает незаконным, поскольку ее переезд в <адрес> к дочери был вынужденным. Она является инвалидом 1 группы по зрению и нуждается в постоянном постороннем уходе. Принадлежащий ей жилой дом старый, 1953 года постройки и самостоятельно она в нем находиться не может. С июля 2009 года по март 2010 года ее сын Галиев Ю.Я. не мог обеспечивать за ней уход, поскольку он производил ремонт в ее доме. В связи с ветхостью ее дома в нем необходимо было срочно провести ремонт и поэтому она временно должна была переехать жить к дочери. Как законопослушный гражданин при переезде она снялась с регистрационного учета в <адрес> и встала на учет в <адрес>. Впоследствии, после проведения в ее доме небольшого ремонта она вернулась на свое постоянное место жительства. Указанный переезд с ее стороны был вынужденным, связанным с ее состоянием здоровья и это обстоятельство не может повлечь ущемлении е ее прав как супруги умершего участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель истицы Галиевой С.И.-Валиев Р.Р. исковые требования своего доверителя поддержал полностью и просил их удовлетворить, уточнив, что они просят признать незаконным постановление главы <адрес> РБ от 24 сентября 2010 года за № 1133 в части исключения Галиевой С.И. из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ. Галиева С.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и сдала в Администрацию МР <адрес> заявление и соответствующие документы для рассмотрения вопроса о постановке ее на учет как члена семьи умершего участника войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представители сельсовета приходили к ней домой, осматривали его полностью и дали акт, что ее дом непригоден для постоянного проживания. Оспариваемым решением <адрес> РБ нарушаются права Галиевой на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ Расулова Л.И. заявленные требования Галиевой С.И. не признала, возражала против их удовлетворения, утверждая, что в рассматриваемом случае имеет место намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий и поэтому она может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Выслушав представителей истицы и ответчика, изучив материалы дела, допросив свидетелей,обозрев оригинал дела администрации МР <адрес> РБ № 71 в отношении Галиевой С.И. по вопросу постановки на оспариваемый учет, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.ст.14,15 ФЗ «О ветеранах» обеспечению за счет средств бюджета подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, перечисленные в данном Указе. Пунктом 1 приведенного Указа Президента Российской Федерации постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно предписаниям по исполнению приведенного выше Указа Президента РФ, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.

Постановлением Правительства РБ от 03 августа 2006 года за № 222 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников семей погибших(умерших)инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включены в категорию граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Указанным Постановлением определен порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и организация работы по выдаче свидетельств.

Как разъяснено в п.п.4.1-4.2 вышеприведенного Правительства РБ от 03 августа 2006 года за № 222 списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения формируются Министерством труда и социальной защиты населения РБ на основании соответствующих списков граждан, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме установленной министерством. Данные списки утверждаются главами администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Как явствует из постановления <адрес> РБ от 24 сентября 2010 года за № 1133 «О рассмотрении протокола межведомственной комиссии» - рассмотрев списки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 года постановлено снять с учета членов семей погибших (умерших)инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий –Галиеву С,И,, <адрес>, в связи с неправомерной постановкой на учет.

Согласно удостоверения от 17 ноября 2010 года Галиева С.И.имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (копия удостоверения серии <данные изъяты> на л.д.11).

Из выписки из похозяйственной книги сельского поселения Мечетлинский сельсовет МР Салаватский район РБ от 19 марта 2010 года за исх.№ 315 и данных кадастрового паспорта на объект недвижимости, Галиевой С.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес> РБ, общей площадью 27,2 кв.метров. Согласно краткой характеристике домовладения по состоянию22 июня 2010 года указанный дом является одноэтажным, материал стен бревенчатый; данное строение 1953 года постройки, не имеет водопровода, канализации, горячего водоснабжения, печное отопление. Истица зарегистрирована в указанном жилом доме и проживает в нем постоянно.

Галиева С.И. обратилась в Администрацию МР <адрес> РБ с заявлением об улучшении жилищно-бытовых условий. Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, Галиева С.И. при подаче указанного заявления для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий представила в администрацию <адрес> РБ все необходимые документы в соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства РБ от 03 августа 2006 года за № 222, в том числе и документ, подтверждающий признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, согласно данным акта проверки комиссии при сельском поселении Мечетлинский сельсовет МР Салаватский район РБ жилищно-бытовых условий от 12 марта 2001 года Галиева признана нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. В приведенных актах указано, что дом Галиевой С.И. очень ветхий, в нем необходимо проведение капитального ремонта и реконструкции.

Как следует из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 сентября 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии у Галлиевой С.И. прав иные объекты недвижимого имущества.

Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п.7 указанного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

В соответствии с п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

По данным заключения межведомственной комиссией при администрации МР <адрес> РБ от 17 марта 2011 года и акта обследования помещения указанной комиссией от 17 марта 2011 года жилой дом Галиевой С.И. по <адрес> РБ признан непригодным для проживания. Иных документов межведомственной комиссии при администрации МР <адрес> РБ ( заключений, актов обследования помещения) материалы дела администрации МР <адрес> РБ № 71 в отношении Галиевой С.И. по вопросу постановки на оспариваемый учет- не содержат и сторонами в обоснование своих доводов суду не представлено.

Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения Администрацией МР <адрес> РБ межведомственная комиссия своего заключения о пригодности жилья истицы для проживания не давала, указанное решение Администрацией МР <адрес> РБ принято на основании тех же документов в отношении Галиевой, которые были у нее при ее постановке на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела администрации МР <адрес> РБ № 71 в отношении Галиевой С.И..

В силу норм действующего законодательства только наличие у гражданина в собственности жилого помещения площадью превышающей норму площади жилья, установленную для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для признания его не нуждающимся в улучшении жилищных условий, при наличии других оснований для признания его жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

Иных доказательств, свидетельствующих о необоснованной постановке Галиевой на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на момент вынесения оспариваемого постановления о снятии Галиеву С.И. с учета, материалы дела не содержат и сторонами в обоснование своих доводов не представлено.

Суд находит необоснованным довод представителя ответчика о том, что в рассматриваемом случае имеет место намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий.

В порядке ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в своем определении № 258-О-О от 19 апреля 2007 года по смыслу ст.53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела.

Судом установлено, что истица стала проживать с семьей дочери, первоначально зарегистрировавшись по указанному адресу по месту пребывания- 01 июля 2009 года, а с 18 марта 2010 года зарегистрирована по постоянному месту жительства по указанному адресу(л.д.9).

В судебном заседании свидетели Галиев Ю.Я. и Магадеева К.Я., сын и дочь истицы, показали суду, что действительно их мама Галиева С.И. в период времени с июля 2009 года по март 2010 года не проживала по месту жительства в <адрес>, а жила у дочери в <адрес>. Основной причиной этому было то, что в доме матери необходимо было срочно провести ремонт в виду невозможности в нем дальнейшего проживания. На время ремонта, производимого сыном, Галиева С.И. жила у дочери в <адрес>, где и была зарегистрирована по месту пребывания. Кроме того, Галиева С.И. инвалид 1 группы по зрению и ей требуется постоянный посторонний уход.

Как следует из материалов дела 30 июня 2009 года истица была снята с регистрационного учета по указанному адресу и была зарегистрирована по адресу <адрес> РБ с согласия собственника жилого помещения. Впоследствии Галиева С.И. была выписана из указанного адреса и прописана в принадлежащем ей жилом доме по адресу <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют убедительные доказательства совершения истицей умышленных действий направленных на ухудшение жилищных условий и которые привели к искусственному ухудшению жилищных условий.

На основании анализа вышеизложенного и с учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, что снятие истицы с регистрационного учета по адресу <адрес> РБ и ее регистрация на период проживания во время ремонта ее дома в доме дочери в <адрес>, не привела к возникновению новых оснований для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях, и следовательно обстоятельств при разрешении настоящего спора для применения положений ст.53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения лицом жилищных условий не имеется.

На основании изложенного, с учетом приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае постановление главы <адрес> РБ от 24 сентября 2010 года за № 1133 в части исключения Галиевой С.И. из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ является необоснованным и нарушающим права Галиевой С.И. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (социальной выплаты на приобретение жилого помещения).

При таких обстоятельствах, исковое заявление Галиевой следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать необоснованным постановление главы <адрес> РБ от 24 сентября 2010 года за № 1133 в части исключения Галиевой С,И, из списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> РБ.

Обязать администрацию <адрес> РБ включить Галиеву С,И,, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны, в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Салаватскому району РБ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский районный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись Г.Д.Вахитова

Решение вступило в законную силу 1 апреля 2011 года

Судья подпись Г.Д.Вахитова