ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2011г. с.Сакмара Сакмарский районный суд Оренбургской области В составе: Председательствующего судьи С.К. Борзенко, при секретаре А.В. Плотникове, с участием помощника прокурора Сакмарского района Косилова В.Г. представителя Муниципального образования Марьевский сельсовет Руднева Сергея Александровича Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Оренбургского межрайонного прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО Марьевский сельсовет, УСТАНОВИЛ: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления- администрации МО Марьевский сельсовет, указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования Марьевский сельсовет <адрес>» при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проведенной проверки установлено, что численность населения муниципального образования Марьевский сельсовет состоит из трех населенных пунктов: <адрес>, <адрес> и <адрес>. Численность населения МО Марьевский сельсовет составляет <данные изъяты> человек, из них в <адрес> проживает <данные изъяты> человек, в <адрес> <данные изъяты> человека, в <адрес> <данные изъяты> человека. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Марьевский сельсовет <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решение Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. N4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно--бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних уток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3.,2.2.1, 2.2.2.). Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 18 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам, местного значения сельсовета. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории Каменского сельсовета <адрес>, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. Просит суд: Признать незаконным бездействие администрации МО Марьевский сельсовет <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию МО Марьевский сельсовет: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество. - установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). - принять меры к установке на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, правилами технической эксплуатации жилого фонда. Признать незаконным бездействие администрации МО Марьевский В судебном заседании помощник прокурора Сакмарского района Косилов В.Г. заявление поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица глава администрации МО Марьевский сельсовет Руднев С.А., действующий по Уставу без доверенности, с заявлением согласен. Суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает законных прав других граждан. В соответствии со ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В силу ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его, судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд, изучив и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 п.18 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», п.18 ч.1 ст.14 Устава МО Каменский сельсовет, к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. N4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно--бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних уток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3.,2.2.1, 2.2.2.). Из объяснения главы МО Марьевский сельсовет Руднева С.А. усматривается признание установленного нарушения. Таким образом, на МО Марьевский сельсовет возложена обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. При таких обстоятельствах заявление природоохранного межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ № 52 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 ч.1 п.18, ст. 5 ч.1 п.18 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ст.42 Конституции РФ, ст.63, 173, 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Марьевский сельсовет <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию МО Марьевский сельсовет: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество. - установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). - принять меры к установке на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, правилами технической эксплуатации жилого фонда. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. районного суда С.К. Борзенко <данные изъяты> Решение вступило в законную силу 06.05.2011г. <данные изъяты> <данные изъяты>в