РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2010 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Прониной А.В.,
при секретаре Кожиной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильичевой В.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Саяногорске Республики Хакасия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, при участии:
истца - Ильичевой В.А., ее представителя Алексеевой С.Б. по доверенности от Дата обезличена.,
от ответчика - представителя Конопелько Ю.А. по доверенности от Дата обезличена.,
УСТАНОВИЛ:
Ильичева В.А. обратилась в Саяногорский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Саяногорске Республики Хакасия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, мотивируя исковые требования тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена Номер обезличен ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. комиссия не засчитала в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы в качестве фельдшера-диспетчера станции скорой помощи в Организация1 с Дата обезличена по Дата обезличена; периоды работы в качестве фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи Организация1 с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по Дата обезличена; период работы в качестве фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи в Организация2 с Дата обезличена по Дата обезличена. Считает указанное решение незаконным, поскольку должность «фельдшер» присутствует в Списке должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, следовательно, не дает ответчику право исключать вышеназванные периоды ее работы из страхового стажа. Истица указывает, что вне зависимости от наименования своей должности она непосредственно и постоянно осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, в том числе, оказывая лечебную помощь всем обращающимся на станцию скорой медицинской помощи гражданам, ее работа являлась гораздо более ответственной, чем работа фельдшера выездной бригады, поскольку она курировала и вела работу выездных бригад, организовывала по телефону принятие срочных мер первой медицинской помощи, доступных самим больным, а также заполняла во время дежурств карты обслуживания вызовов. Просит суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с Дата обезличена.
В судебном заседании истица Ильичева В.А. и ее представитель Алексеева С.Б. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Конопелько Ю.А. иск не признала, пояснила, что должности, в которых работала истица Списками должностей, профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрены. Кроме того, должностная инструкция истицы не предусматривает прием больных, их осмотр, установление диагноза либо назначение лечение, в должностные обязанности Ильичевой В.А. входил прием вызовов и своевременная передача вызова персоналу свободных выездных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль оперативности работы бригад, таким образом, должностные обязанности фельдшера существенно отличаются от должностных обязанностей фельдшера по приему вызовов, поскольку в должностные обязанности фельдшера входит осуществление оказания лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, проведение лабораторных исследований, диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, оказание доврачебной помощи, ассистирует врачу при операциях и сложных процедурах, принимает нормальные роды. Просила в удовлетворении исковых требований Ильичевой В.А. отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Саяногорске Республики Хакасия от Дата обезличена Номер обезличен в страховой стаж Ильичевой В.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не включены периоды ее работы в качестве фельдшера-диспетчера станции скорой помощи в Организация1 с Дата обезличена по Дата обезличена; периоды работы в качестве фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи Организация1 с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по Дата обезличена; период работы в качестве фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи в Организация2 с Дата обезличена по Дата обезличена, всего не зачтено ... года ... месяцев ... дней, в связи с чем, в назначении досрочной трудовой пенсии Ильичевой В.А. было отказано.
Оценивая законность принятого ответчиком решения об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
Из сведений, содержащихся в трудовой книжке Ильичевой В.А., следует, что она Дата обезличена переведена фельдшером-диспетчером на станцию скорой помощи в Организация1, Дата обезличена переведена фельдшером - диспетчером; Дата обезличена переведена фельдшером по приему вызовов и только Дата обезличена переведена фельдшером выездной бригады.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464), правом на выслугу лет обладали врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу только в определенных должностях и учреждениях.
Аналогичным образом Список от 29.10.2002 года № 781 также закрепил право на досрочное назначение трудовой пенсии в зависимости от наименования должности и учреждения, тем самым, ввел различия в пенсионное обеспечение в зависимости от особенностей выполнения функциональных обязанностей по той или иной должности и профиля учреждения, в котором осуществляется лечебная деятельность.
В данном Списке в перечне должностей поименован фельдшер, а в перечне учреждений поименована станция скорой помощи.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.12.1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения». также отсутствует должность фельдшера-диспетчера станции скорой помощи, а также фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 года № 179, которым утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи на станциях скорой основной функциональной единицей помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в состав которой входит фельдшер, и создается оперативный отдел (диспетчерская) станции скорой медицинской помощи, в состав которой входит фельдшер по приему вызовов, обеспечивающий круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи, оперативное управление и контроль за их работой, организацию скорой медицинской помощи в зависимости от сложившейся оперативной ситуации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 года № 100 утверждены Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи и Положение о фельдшере (медсестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, являющиеся (приложения №№ 10 и 11).
Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи обязан оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, уметь пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владеть техникой снятия электрокардиограмм.
В тоже время фельдшер-диспетчер станции скорой помощи и фельдшер по приему и передаче вызовов не связан с оказанием непосредственной медицинской помощи больному и его функции сводятся к осуществлению приема и своевременной передаче вызовов персоналу свободных выездных бригад, оперативному руководству всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, контролю за оперативностью работы выездных бригад.
В Штатных нормативах медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, являющегося Приложением 14 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 года № 100 старший фельдшер, фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и фельдшер выделены в отдельные позиции (1.2.2, 1.2.3, 1.2.4) и их штатное количество зависит от разных факторов.
Анализ всех вышеперечисленных актов позволяет суду сделать вывод об отсутствии тождественности функциональных обязанностей фельдшера выездной бригады скорой помощи функциональным обязанностям фельдшера - диспетчера станции скорой помощи и фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи, что влечет различия в условиях приобретения права на пенсионное обеспечение.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.03.2009 года № 310-О-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
При определении права лица, обращающегося за назначением досрочной трудовой пенсии учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы истицы Ильичевой В.А. о тождественности фактически выполняемой ею работы обязанностям фельдшера, в т.ч. выездной бригады, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом № 435 в период действия Списка от 29.10.2002 года № 781 установило тождество должностей наименованию должности «фельдшер», однако, в их числе «фельдшер - диспетчер станции скорой помощи» и «фельдшер по приему вызовов» не включены, соответственно, указанные должности не предусмотрены в перечне должностей Списков от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781, предоставляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, занимающемуся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При этом судом учитывается то обстоятельство, что согласно штатным расписаниям медицинского персонала Организация2 за период с Дата обезличена по Дата обезличена в штате имелись должности фельдшера и диспетчера, впоследствии переименованной в должность фельдшера-диспетчера (с Дата обезличена), фельдшера по приему вызовов и передачи их выездной бригаде (с Дата обезличена.).
Кроме того, из справки о должностных инструкциях фельдшера-диспетчера станции скорой медицинской помощи в Дата обезличена, представленной главным врачом Организация2, следует, что фельдшер - диспетчер обязан на рабочем месте вести прием вызовов от населения, немедленно отправлять на вызов свободную бригаду, вести прием амбулаторных больных, проводить обработку и стерилизацию медицинского инструментария, заниматься санитарно-просветительной работой, консультировать больных по телефону немедленно докладывать главному врачу Организация2 о каждом несчастном случае, связанном с производством, о неисправности санитарного транспорта, неисправности медицинского оборудования.
Из содержания должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи, утвержденной главным врачом Организация2 Дата обезличена, также следует, что в обязанности (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременная передача вызовов персоналу выездных бригад, в некоторых случаях в конце диалога давать медицинские рекомендации о том, что следует сделать больному до приезда бригады Организация2. При самообращении больного на Организация2 в отсутствие выездных бригад, фельдшер по приему вызовов обязан оказать первую медицинскую помощь; осуществление оперативного руководства выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом облуживания, в любое время смены знать местонахождение бригады; контроль оперативность работы выездных бригад; осуществление связи с органами местной власти, УВД ГАИ и другими оперативными службами; информирование населения в устной форме о местонахождении больных (пострадавших), которым оказана медицинская помощь; умение пользоваться современными средствами связи и передачей информации; вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Аналогичные обязанности содержатся и в должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи, утвержденной Дата обезличена главным врачом Организация2.
Таким образом, фельдшер-диспетчер станции скорой помощи и фельдшер по приему и передаче вызовов занимается организацией своевременного оказания помощи больному, при этом в должностные обязанности фельдшера-диспетчера станции скорой помощи и фельдшера по приему вызовов не входит прием больных, их осмотр, установление диагноза либо назначение лечения.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для включения спорных периодов работы истицы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности фельдшера - диспетчера станции сокрой помощи и с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой помощи в специальный стаж Ильичевой В.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку не установлено осуществление ею в указанный период лечебной деятельности.
При таких обстоятельствах, исковые требования Ильичевой В.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Саяногорске Республики Хакасия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ильичевой В.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в г. Саяногорске Республики Хакасия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Пронина
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2010г. Мотивированное решение составлено 16.08.2010г.