РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1596/2010
08 декабря 2010 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Прониной А.В.
при секретаре Кожиной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Департамента архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска об оспаривании решений органа государственной власти, при участии:
от заявителя - представителя Свиридовой Т.Г. по доверенности от 11.01.2010 г.,
от заинтересованных лиц - представителя Управления Росреестра по РХ Туркина Е.В. по доверенности от 29.06.2010г., представителя ФГУ «ЗКП» по РХ Свотина В.Г. по доверенности от 12.05.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (ДАГН г. Саяногорска) обратился в Саяногорский городской суд с заявлением об оспаривании решений органа государственной власти, мотивируя свои требования тем, что распоряжением ДАГН г. Саяногорска № 1269 от 16.07.2010 г. принято решение об образовании земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства многоквартирного дома, путем перераспределения земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с местоположением <адрес>. Для постановки вновь образованного участка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости 22.07.2010 года ДАГН г. Саяногорска обратился с соответствующим заявлением в Саяногорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (Управление Росреестра по РХ), которым 18.08.2010 года отказано в удовлетворении данного заявления решением № 03/10-1368. В обоснование отказа в постановке земельного участка на государственный учет указано на то, что земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, находится в общей долевой собственности собственников квартир многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, что в силу п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ исключает возможность перераспределения такого земельного участка. ДАГН г. Саяногорска полагает, что поскольку: права собственников квартир многоквартирного дома на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано; границы земельного участка фактически не определены в установленном порядке, разрешенное использование земельного участка не было в установленном порядке определено, а имеется только указание на фактическое использование, то данный земельный участок не может являться общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> и, следовательно, отказ Управления Росреестра по РХ в указанной части является незаконным и подлежит отмене. Просит признать незаконным решение Саяногорского отдела Управления Росреестра по РХ № 03/10-1368 от 18.08.2010 года, обязать ФГУ «ЗКП» по РХ поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя ДАГН г. Саяногорска Свиридова Т.Г. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что в настоящее время жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, снесен.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РХ Туркин Е.В. с доводами, изложенными ДАГН г. Саяногорска не согласен, в судебном заседании пояснил, что, несмотря на отсутствие сведений в ЕГРП о правах собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельный участок под данным домом, он находится в их общей долевой собственности в силу положений п. 2 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 36 Жилищного кодекса РФ, что исключает возможность участия данного земельного участка в перераспределении. То обстоятельство, что в настоящее время многоквартирный дом снесен, не может служить основанием для признания оспариваемого отказа Управления Росреестра по РХ незаконным, поскольку данное событие произошло после вынесении соответствующего отказа. Просил в удовлетворении заявления ДАГН г. Саяногорска об оспаривании решения органа государственной власти отказать.
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия (ФГУ «ЗКП» по РХ) Свотин В.Г. в судебном заседании выразил несогласие с требованиями ДАГН г. Саяногорска об обязании ФГУ «ЗКП» по РХ в постановке земельного участка по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет. В обоснование привел те же доводы, что и представитель Управления Росреестра по РХ Туркин Е.В.
Заинтересованное лицо специалист-эксперт Управления Росреестра по РХ Синельникова О.А. для участия в подготовке дела к судебному разбирательству не явилась, извещена о времени и месте его проведения, об уважительности причин неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1.4 Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска» ДАГН г. Саяногорска от имени Администрации г. Саяногорска осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, Главы муниципального образования г. Саяногорск, а также настоящим Положением.
При этом к основным задачам ДАГН г. Саяногорска относится содействие и проведение на территории муниципального образования единой политики по использованию и распоряжению объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе городских земель (п.п. 1 п. 2.1 Положения).
Подпункт 9 пункта 2.2 Положения предусматривает, что ДАГН г. Саяногорска в порядке, установленном действующим законодательством обеспечивает защиту прав и представление интересов муниципального образования <адрес> при ведении дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
В связи с чем, ДАГН г. Саяногорска в пределах предоставленных ему полномочий обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 11.7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1).
На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Как видно из материалов дела, 16.07.2010 года ДАГН г. Саяногорска в силу предоставленных ему полномочий, в т.ч. п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принято распоряжение № 1269, согласно которому принято решение об образовании земельного участка, относящегося к категории земель населенного пункта г. Саяногорска, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства многоквартирного жилого дома, путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> под жилую застройку малоэтажную с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - вновь образованного земельного участка, 22.07.2010 года ДАГН г. Саяногорска обратился в Саяногорский отдел Управления Росреестра по РХ с заявлением, которым 18.08.2010 года принято решение № 03/10-1368 об отказе в постановке на государственный учет на основании п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Как видно из п. 1, п. 7.1.11, п. 7.1.12 Положения «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия», утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 года № 17/154, Управление Росреестра по РХ оказывает государственные услуги в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2.1.3 Должностного регламента специалиста-эксперта Саяногорского отдела Управления Росреестра по РХ, коим является Синельникова О.А., подписавшая оспариваемый ДАГН г. Саяногорска отказ, специалист-эксперт участвует в процедуре кадастрового учета, в части принятия решения об осуществлении кадастрового учета, о приостановлении осуществления кадастрового учета либо об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Следовательно, решение от 18.08.2010 года № 03/10-1368 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принято специалистом-экспертом Управления Росреестра по РХ Синельниковой О.А. в пределах предоставленных ей полномочий.
Оценивая законность принятого Управлением Росреестра по РХ решения от 18.08.2010 года № 03/10-1368 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, суд учитывает следующее.
Статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Как следует из принятого Управлением Росреестра по РХ решения от 18.08.2010 года № 03/10-1368 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> под жилую застройку малоэтажную с кадастровым номером <данные изъяты> является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, что исключает в силу п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ возможность его вовлечения в перераспределение земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами
озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
При этом п. 2 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» в пункте 4 даны следующие разъяснения.
Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
При этом на момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по адресу: <адрес> законодатель определял, что границы земельного участка должны быть описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
В соответствии с п. 2 ст. 19 названного Федерального закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно п. 3, п. 6 Приказа Росземкадастра от 02.10.2002 года № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет оформляются в виде Описаний земельных участков, которое должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
При этом при описании границ вносимые сведения должны позволять определить положение на местности (восстановить) границы вновь образованных земельных участков, подлежащих государственному кадастровому учету, или земельных участков, межевание которых осуществлялось с целью внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений (п. 24).
Как видно из кадастровой выписки о земельном участке, выданной ФГУ «ЗКП» по РХ 08.12.2010 года, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> под жилую застройку малоэтажную с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 20.12.2002 года, при этом границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, из отзыва представителя ФГУ «ЗКП» по РХ Свотина В.Г. (абз. 6 стр. 3) земельный участок поставлен на кадастровый учет с декларированной площадью на основании запроса РУТИ о присвоении кадастровых номеров.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке по адресу: <адрес> и присвоении ему кадастрового номера, формирование данного земельного участка в установленном порядке и именно органами местного самоуправления до 01.03.2005 года не осуществлялось, в связи с чем, доводы представителей Управления Росреестра по РХ Туркина Е.В. и представителя ФГУ «ЗКП» по РХ Свотина В.Г. о том, что данный земельный участок в силу положений п. 2 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является общей долевой собственностью собственников квартир многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Кроме того, суду не представлено доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ кто-либо из собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> обращался в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка и что такое формирование осуществлялось.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67).
Согласно имеющимся в деле акту осмотра земельного участка от 02.12.2010 года, письму ГУ РХ УТИ от 03.12.2010 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> снесен.
Сведениями Управления Росреестра по РХ от 06.12.2010 г. подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу: <адрес>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что принятое Управлением Росреестра по РХ решение от 18.08.2010 года № 03/10-1368 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права ДАГН г. Саяногорска как полномочного представителя собственника земельного участка на его распоряжение путем перераспределения с целью образования нового земельного участка.
Как видно из Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия с 15.09.2010 года наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, для восстановления нарушенных прав ДАГН г. Саяногорска, суд считает необходимым обязать ФГУ «ЗКП» по РХ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем постановки земельного участка площадью 1892 кв.м. по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для строительства многоквартирного дома на кадастровый учет на основании заявления, поданного ДАГН г. Саяногорска 20.07.2010 года, и сформированного пакета документов к нему.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным решение от 18.08.2010 года № 03/10-1368 Саяногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска путем постановки земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для строительства многоквартирного жилого дома на кадастровый учет на основании заявления, поданного Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска 20.07.2010 года и сформированного пакета документов к нему.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Саяногорский городской суд Республики Хакасия.
Судья Пронина А.В.
Резолютивная часть решения объявлена 08.12.2010г. Мотивированное решение составлено 13.12.2010г.