Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2010 года город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия

в составе:

председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

при секретаре Манаковой Т.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черноволенко Т.С. о признании предписания главного государственного инспектора Бейского района по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений незаконным, об отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Черноволенко Т.С. обратилась в суд с заявлением о признании предписания главного государственного инспектора Бейского района по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений незаконным, об отмене предписания, мотивируя заявление тем, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Бейского района по использованию и охране земель, начальником Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым на нее была возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (осуществляется строительство жилого дома). Данное предписание получено ею ДД.ММ.ГГГГ. Считает указанное предписание незаконным и нарушающим ее права как собственника земельного участка. При проведении проверки соблюдения земельного законодательства было выявлено, что на принадлежащем Черноволенко Т.С. земельном участке осуществляется строительство: возведен фундамент, на который установлен деревянный сруб. На земельном участке расположен не жилой дом, а объект, незавершенный строительством, что не может признаваться использованием земельного участка не по целевому назначению. Законодательство не запрещает возведение сооружений на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. В отношении объекта незавершенного строительства, расположенного на принадлежащем Черноволенко Т.С. земельном участке, отсутствуют сведения об отнесении его к зданиям, строениям, сооружениям. Поэтому считает, что вывод о том, что строительство осуществляется без соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка необоснован и на Черноволенко Т.С. незаконно возложена обязанность по устранению нарушения земельного законодательства. При этом земельный участок Черноволенко Т.С. используется по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием. Просила признать незаконным и отменить предписание об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Бейского района по использованию и охране земель, начальником Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.

Определением судьи Саяногорского городского суда от 1 декабря 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Семенов Г.И., Золотухина Е.В.

Заявитель Черноволенко Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заявителя Черноволенко Т.С. по доверенности Заборовская Н.Н. заявление поддержала, привела те же доводы, что и в заявлении, дополнила, что предписание незаконное и в связи с тем, что не содержит указание на способ устранения допущенных Черноволенко Т.С. нарушений, в нем не указано, что должна сделать Черноволенко Т.С., чтобы устранить допущенные нарушения. Не оспаривает, что на земельном участке находится незавершенный строительством жилой дом, но он может использоваться Черноволенко Т.С. для хранения сельскохозяйственной продукции. Просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ по доверенности Лиходиенко И.В. считает заявление необоснованным, пояснила, что земельный участок, принадлежащий Черноволенко Т.С., находится за пределами населенного пункта и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является полевым земельным участком, поэтому размещение на нем объекта незавершенного строительства является использованием земельного участка не по целевому назначению в силу прямого запрета на возведение на полевом земельном участке зданий и строений. При написании даты в предписании Золотухиной Е.В. допущена описка: вместо ДД.ММ.ГГГГ написано ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо Семенов Г.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Золотухина Е.В.в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителя заявителя Черноволенко Т.С. по доверенности Заборовской Н.Н., представителя заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ по доверенности Лиходиенко И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РФ, специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля (пункт 5.1.14 Положения).

Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2010 N 268, установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Согласно подпункта «в» пункта 3 названного положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Черноволенко Т.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Черноволенко Т.С. отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании на основании пояснений заявителя Черноволенко Т.С,, содержащихся в заявлении, пояснений представителя заявителя Заборовской Н.Н., фототаблиц, оспариваемого предписания установлено, что на указанном земельном участке Черноволенко Т.С. осуществляет строительство жилого дома, используя земельный участок не по целевому назначению, не в соответствии с его принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и не исключительно для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Бейского района по использованию и охране земель, начальником Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности Черноволенко Т.С. используется собственником не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (осуществляется строительство жилого дома) и на Черноволенко Т.С. возложена обязанность устранить допущенное нарушение до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, оценивая дату, указанную в предписании - ДД.ММ.ГГГГ, суд считает ее не соответствующей действительной дате составления предписания, указанной государственным инспектором Бейского района по использованию и охране земель, начальником Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. ошибочно вместо даты - ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая заявление Черноволенко Т.С. о признании предписания об устранении нарушений незаконным, об отмене предписания, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2, 6 и 8 пункта 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1 статьи).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи).

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3 статьи).

В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Оценивая доводы заявителя Черноволенко Т.С. в заявлении, ее представителя Заборовской Н.Н. в судебном заседании о том, что расположение на земельном участке не жилого дома, а объекта, незавершенного строительством, не может признаваться использованием земельного участка не по целевому назначению, поскольку законодательство не запрещает возведение сооружений на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства и в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного на принадлежащем Черноволенко Т.С. земельном участке, отсутствуют сведения об отнесении его к зданиям, строениям, сооружениям, суд считает несостоятельными, учитывая, что по смыслу положений статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства используется земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

При этом, приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Из указанных положений статьи 4 ФЗ № 112 в их взаимосвязи следует, что полевой земельный участок не может быть использован для возведения на нем зданий, строений, в том числе и тех, право на возведение которых предоставлено пунктом 2 названной статьи, в частности, жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующим законодательством не предусмотрена.

Жилищное строительство возможно на земельном участке из состава земель населенных пунктов, предоставленном для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, или на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения жилищное строительство возможно только после его перевода в категорию земель населенных пунктов, произведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Суд принимает во внимание также, что в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценивая все доказательства в совокупности и установленные на их основании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ принято главным государственным инспектором Бейского района по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. в пределах компетенции, основано на законе, не нарушает права и свободы Черноволенко Т.С., не создает препятствий к осуществлению ее прав и свобод.

Обязанность по устранению нарушений возложена на Черноволенко Т.С. правомерно.

При этом отсутствие в предписании указания на способ устранения допущенных нарушений является несущественным, поскольку определение способа устранения нарушения не входит в компетенцию главного государственного инспектора Бейского района по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В.

При таких обстоятельствах, суд считает заявление Черноволенко Т.С. о признании предписания главного государственного инспектора Бейского района по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений незаконным, об отмене предписания необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194- 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Черноволенко Т.С. о признании предписания главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель, начальника Бейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Золотухиной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений незаконным, об отмене предписания отказать,

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Казакова

Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2010 года.

Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2010 года.