РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
в составе:
председательствующего судьи Казаковой Т.А.,
при секретаре Манаковой Т.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саяногорска в интересах лица из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Михайлова Р.М. к администрации г. Саяногорска о возложении обязанности обеспечить Михайлова Р.М. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Саяногорска, действуя в интересах лица из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Михайлова Р.М. обратился в суд с иском к администрации г. Саяногорска о возложении обязанности обеспечить Михайлова Р.М. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Саяногорска обратился Михайлов Р.М. с заявлением на действия жилищного отдела администрации г. Саяногорска о непредоставлении ему жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Михайлов P.M., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на льготной очереди в администрации МО г. Саяногорск на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жильем не обеспечен. ФИО1 по причине отсутствия условий и сил на воспитание отказалась от сына Михайлова P.M. Отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Михайлов Р.М. является инвалидом третьей группы с детства с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Над недееспособным Михайловым P.M. установлена опека, опекуном назначен ФИО3, у которого до настоящего времени проживает Михайлов P.M. Просил обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Михайлова Р.М. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия.
Впоследствии прокурор г. Саяногорска заявил об уточнении исковых требований, просил обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Михайлова Р.М. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
В судебном заседании представитель истца прокурора г. Саяногорска по должности старший помощник прокурора Благова О.Г. исковые требования поддержала, привела те же доводы, что и в иске, просила иск удовлетворить.
Истец Михайлов Р.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации г. Саяногорска по доверенности Брынза М.В. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что предоставление жилого помещения Михайлову Р.М. возможно только за счет предоставленных муниципальному образованию г. Саяногорск субвенций из бюджета Республики Хакасия. Просила в удовлетворении иска отказать.
Определением судьи Саяногорского городского суда от 11 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство финансов РХ.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя истца по должности старшего помощника прокурора г. Саяногорска Благовой О.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содержит аналогичную правовую норму, согласно которой дети - сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Хакасия от 15 августа 2005 N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (с последующими изменениями) предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия.
Настоящий Закон определяет содержание и порядок финансового обеспечения в Республике Хакасия социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), обеспечиваемой путем предоставления основных и дополнительных гарантий.
Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного Закона Республики Хакасия Право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу статьи 4 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года № 104-ЗРХ решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (пункт 1).
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права (пункт 2).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно (пункт 3).
Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта (пункт 4).
Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (пункт 5).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Михайлов Р.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО1, отцом ФИО2
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №.
ФИО1 отказалась от сына Михайлова Р.М., что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Михайлов Р.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма.
Оценивая исковые требования прокурора г. Саяногорска об обязании администрацию г. Саяногорска обеспечить Михайлова Р.М. благоустроенным жилым помещением вне очереди не ниже установленных норм на условиях социального найма, суд считает их обоснованными, учитывая при этом следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Эта норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и нормы о предоставлении жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, свидетельствует о том, что жилье этой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой - либо особой очереди (по списку внеочередников).
Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей сирот производится органом местного самоуправления городского округа или муниципального района и жилое помещение предоставляется вне очереди, по месту выявления и первичного устройства ребенка (детей), в черте соответствующего городского округа или муниципального района, суд считает, что у администрации г. Саяногорска возникла обязанность по внеочередному предоставлению истцу Михайлову Р.М. жилого помещения по договору социального найма, расположенного в г. Саяногорске площадью не ниже установленной социальной нормы представления площади жилого помещения, соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям.
Суд учитывает также, что из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Законом Республики Хакасия от 25 ноября 2005 года в редакции Закона Республики Хакасия от 3 декабря 2009 года № 130 -ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (статья 1 Закона).
Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (подпункт 3 статьи 1 Закона).
В силу пункта 1 статьи 2 названного выше Закона Республики Хакасия на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.
Доводы представителя ответчика Брынза М.В. о том, что предоставление жилого помещения Михайлову Р.М. возможно только за счет предоставленных муниципальному образованию г. Саяногорск субвенций из бюджета Республики Хакасия, суд считает несущественными при рассмотрении данного дела, учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет возложены действующим законодательством на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора г. Саяногорска, Михайлова Р.М. об обеспечении жилым помещением, заявленные к администрации г. Саяногорска, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть исполнено только ответчиком, поэтому в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть выполнено решение суда.
При этом суд учитывает, что Михайлов Р.М. имеет право на получение жилья вне очереди, в настоящее время не имеет жилья, поэтому предоставление Михайлову Р.М. благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма по месту жительства в г. Саяногорске не может быть отложено и должно быть произведено незамедлительно.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Саяногорска в интересах лица из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Михайлова Р.М. к администрации г. Саяногорска о возложении обязанности обеспечить Михайлова Р.М. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию г. Саяногорска предоставить Михайлову Р.М. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным требованиям в г. Саяногорске Республики Хакасия, незамедлительно.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Казакова
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года.
Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2010 года.