Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-53/2011

18 января 2011 года город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Прониной А.В.,

при секретаре Кожиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах Петровой Е.В. к Администрации города Саяногорска об обеспечении жилым помещением, при участии:

от истца - старшего помощника прокурора г. Саяногорска Благовой О.Г.,

истца - Петровой Е.В.,

от ответчика - остутствует,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в Саяногорский городской суд с иском в интересах Петровой Е.В. к Администрации г. Саяногорска об обеспечении жилым помещением, мотивируя исковые требования тем, что Петрова Е.В. состоит на льготной очереди в администрации МО г. Саяногорск на получение жилья с 16.02.2004 года, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Решением Саяногорского городского суда от 31.10.2002 года родители Петровой Е.В. лишены родительских прав, в связи с чем, она была помещена в МОУ Детский дом г. Саяногорска, из которого был отчислена в связи с поступлением в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 10» г. Саяногорска, 01.02.2010 года была отчислена из данного образовательного учреждения. Учитывая указанные выше обстоятельства, органы местного самоуправления г. Саяногорска обязаны вне очереди обеспечить Петровой Е.В. благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на территории г. Саяногорска на условиях социального найма. Просит обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Петрова Ю.В. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Благова О.Г. исковые требования уточнила, просила обеспечить Петрову Е.В. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

Истица Петрова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнения, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Саяногорска Брынза М.В. для участия в судебном заседании не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, также представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что против удовлетворения иска не возражает, однако указывает, что приобретение жилого помещения Петрову Ю.В. возможно лишь за счет предоставленных МО г. Саяногорск субвенций из бюджета Республики Хакасия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в частности, в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как видно из искового заявления прокурор г. Саяногорска обратился в суд в защиту интересов Петровой Е.В. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2).

Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Понятия, применяемые в вышеуказанном Федеральном законе, определены в статье 1, в которой, в том числе установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма.

Как следует из свидетельства о рождении серии I-БА № 405710 родителями Петровой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО1 и ФИО2

Решением Саяногорского городского суда от 31.10.2002 года ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 и Петровой Е.В.

Следовательно, истица Петрова Е.В. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади.

На основании постановления и.о. главы Администрации г. Саяногорска от 03.11.2003 года № 3041 ФИО3, ФИО4 и Петрова Е.В. переданы на воспитание в МОУ Детский дом г. Саяногорска, однако постановлением главы Администрации г. Саяногорска от 19.09.2008 года № 1515 Петрова Е.В. отчислена из МОУ Детского дома г. Саяногорска, в связи с поступлением в ГОУ НПО ПУ-10 г. Саяногорска.

Справка ГОУ НПО ПУ-10 г. Саяногорска от 26.08.2010 года свидетельствует о том, что Петрова Е.В. действительно обучалась в ГОУ НПО ПУ-10 г. Саяногорска в период с 01.09.2008 года по 01.02.2010 года по профессии <данные изъяты>

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № 02 от 28.01.2004 года Петрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постановлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и внесена в список граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилищных помещений.

Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Петрова Е.В., являясь ребенком-сиротой, состоит в администрации г. Саяногорска на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, но соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» также установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что Петровой Е.В. должно быть представлено жилое помещение по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Саяногорска в интересах Петровой Е.В. к Администрации города Саяногорска об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Саяногорска в интересах Петровой Е.В. к Администрации города Саяногорска об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать Администрацию города Саяногорска за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Петровой Е.В. по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Саяногорский городской суд Республики Хакасия.

Судья А.В. Пронина

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2011г. Мотивированное решение изготовлено 24.01.2011г.