Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-490/2011

10 мая 2011 года город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Прониной А.В.,

при секретаре Кожиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования г. Саяногорск, при участии:

помощника прокурора г. Саяногорска Новикова М.Ю.,

от ответчика - представителя Погудина В.М. по доверенности от 14.03.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в Саяногорский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования г. Саяногорск, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, прокуратурой г. Саяногорска установлено, что на территории муниципального образования г. Саяногорск имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, которые расположены при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговая в конце п. Означенное и районе гаражного массива в пгт. Черемушки, что подтверждается актом обследования № 11 от 10.03.2011 года. Тогда как Уставом муниципального образования г. Саяногорск предусмотрено, что к полномочиям Администрации г. Саяногорска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полагает, что в данном случае, нарушены гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, круг которых настолько велик, что не позволяет идентифицировать их. Просит суд обязать Администрацию муниципального образования г. Саяногорск обеспечить ликвидацию свалки, расположенной в границах муниципального образования г. Саяногорск, при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговая в конце п. Означенное в районе гаражных массивов; в случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда в десятидневный срок провести работы по ликвидации указанной выше свалки за счет средств Администрации г. Саяногорска.

В судебном заседании помощник прокурора н. Саяногорска Новиков М.Ю. исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию муниципального образования г. Саяногорск обеспечить ликвидацию свалок, расположенных в границах муниципального образования г. Саяногорск, при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговая в конце п. Означенное и в пгт. Черемушки в районе гаражного массива, находящегося в пределах водоохраной зоны Муниципального образования г. Саяногорск; в случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда в десятидневный срок провести работы по ликвидации указанных свалок за счет средств бюджета Муниципального образования г. Саяногорск.

Представитель ответчика Администрации г. Саяногорска Погудин В.М. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Администрация г. Саяногорска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку для решения вопросов о сборе, утилизации и захоронению бытовых отходов создан Комитет по ЖКХ и транспорту г. Саяногорска, который и должен быть ответчиком по данному делу, при этом просил учесть, что постановлением администрации г. Саяногорска от 14.02.2010 года № 1895 утверждена ведомственная муниципальная целевая программа «Улучшение экологического состояния муниципального образования г. Саяногорск на 2011-2013 годы», предусматривающая ликвидацию несанкционированных свалок в г. Саяногорске, пгт. Майна и пгт. Черемушки и объем финансирования данных мероприятий на соответствующие годы, главным распорядителем денежных средств - Комитет по ЖКХ и транспорту г. Саяногорска. Кроме того, пояснил, что несанкционированная свалка в водоохранной зоне (между р. Енисей и гаражным массивом) в пгт. Черемушки ликвидирована, что подтверждается результатами проведенной Управлением Росприроднадзора в РХ проверкой, а несанкционированная свалка по ул. Береговой в г. Саяногорске Комитет по ЖКХ и транспорту г. Саяногорска намерен ликвидировать до 01.06.2011 года. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Учитывая, что подача иска прокурором г. Саяногорска связана с защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд считает, что прокурор г. Саяногорска правомерно обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования г. Саяногорск.

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Данная норма закреплена также и в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, которое обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из предоставленного суду акта обследования № 11 от 10 марта 2011 года в ходе проведенных рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных свалок в пределах водоохраной зоны МО г. Саяногорска установлено наличие несанкционированных свалок в районе гаражных массивов пгт. Черемушки и по ул. Береговой п. Означенное.

К данному акту прокурором г. Саяногорска приложены фотографии (л.д. 6-19), при этом в судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска Новиков М.Ю. пояснил, что несанкционированная свалка по ул. Береговой п. Означенное зафиксирована только на двух на фотографиях (л.д. 15-16), а на остальных фотографиях зафиксирована несанкционированная свалка в районе гаражного массива пгт. Черемушки.

При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика Погудина В.М. о том, что прокурором г. Саяногорска не доказан факт наличия несанкционированных свалок в указанных прокурором местах, поскольку из служебной записки и.о. заместителя Главы муниципального образования г. Саяногорска по ЖКХиТ ФИО1 № 543жкх от 06.04.2011 года, ответа первого заместителя Главы муниципального образования г. Саяногорск № 25 от 31.03.2011 года, акта выполнения работ в пгт. Черемушки от 28.03.2011 года с перечнем микросвалок пгт. Черемушки, расположенных в водоохраной зане Майнского водохранилища, составленных специалистом ОЭИОТ Администрации г. Саяногорска, начальником ПТО Комитета по ЖКХ и Т, инженером ТЭО МУП «КБО» следует, что Администрация г. Саяногорска, созданные ею структурные подразделения и юридические лица признают наличие свалок в указанных прокурором г. Саяногорска в исковом заявлении местах.

Однако судом учитывается, что после проведения 10.03.2011 года прокурором г. Саяногорска совместно со специалистом администрации г. Саяногорска ФИО2 рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных свалок в водоохраной зоне муниципального образования г. Саяногорск, 28.03.2011 года силами МУП «КБО» г. Саяногорска проведена работа по уборке выявленных несанкционированных свалок мусора в водоохраной зоне, 29.03.2011 года госинспекторами Росприроднадзора по РХ проведены рейдовые мероприятия по соблюдению обязательных требований природоохранного законодательства РФ в водоохраной зоне Майнского водохранилища, в ходе которых установлено, что на территории муниципального образования г. Саяногорск в водоохраной зоне Майнского водохранилища на протяжении от моста до поста ГАИ пгт. Черемушки захламления отходами производства и потребления не выявлено.

Данные обстоятельства отражены: в письме заместителя главы Муниципального образования г. Саяногорск от 31.03.2011 года, адресованного прокурору г. Саяногорска, и находят подтверждение в служебной записке Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска от 06.04.2011 года, подтверждающей тот факт, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в районе гаражного массива в пгт. Черемушки, ликвидирована 28.03.2011 года силами МУП «КБО» г. Саяногорска; актом выполненных работ в пгт. Черемушки от 28.03.2011 года с перечнем микросвалок пгт. Черемушки, расположенных в водоохраной зане Майнского водохранилища, составленных специалистом ОЭИОТ Администрации г. Саяногорска, начальником ПТО Комитета по ЖКХ и Т, инженером ТЭО МУП «КБО», из которых следует, что микросвалки в районе гаражей пгт. Черемушки ликвидированы; в акте натурного обследования от 29.03.2011 года, составленного Управлением Росприроднадзора по РХ, из содержания которого усматривается что в водоохраной зоне водохранилища на протяжении от моста до зоны отдыха (от верхнего бьефа Майнской ГЭС до нижнего бьефа Саяно-Шушенской ГЭС), включая зону отдыха и до места ДПС на территории муниципального образования г. Саяногорск, захламление отходами производства и потребления не выявлено.

Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что свалка, расположенная в границах муниципального образования г. Саяногорск при выезде в пгт. Черемушки в районе гаражного массива ликвидирована, при этом доказательств того, что свалка, расположенная при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговой в конце пос. Означенное, ликвидирована, представителем Администрации г. Саяногорска суду не представлено.

Оценивая доводы представителя ответчика Администрации г. Саяногорска Погудина В.М. о том, что Администрация г. Саяногорска является ненадлежащим ответчиком, суд приходит к следующему.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная или иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться исходя из следующих принципов, в частности, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Пунктами 24, 25 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Данные полномочия Администрации г. Саяногорска как органа местного самоуправления закреплены также и в пунктах 20, 21 части 1 статьи 32 Устава муниципального образования г. Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов от 31.05.2005 года № 35.

Кроме того, статья 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (п. 4 ч. 1); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (п. 6 ч. 1).

С учетом положений ч. 3ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», при отсутствии доказательств того, что земельный участок, где была обнаружена несанкционированная свалка, по ул. Береговой в Саяногорске не относится к собственности муниципального образования г. Саяногорск, суд считает установленным, что именно Администрация г. Саяногорска должна нести ответственность за благоустройство территории муниципального образования, сбор и утилизацию бытовых отходов с данной территории, при этом не имеет значение для существа рассматриваемого спора передача данных функций на созданное Администрацией г. Саяногорска структурное подразделение - Комитет по ЖКХ и Т, поскольку данное обстоятельство не освобождает Администрацию г. Саяногорска как правообладателя земельного участка и как орган местного самоуправления от выполнения указанных полномочий.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования г. Саяногорск подлежат частичному удовлетворению в части ликвидации свалки, расположенной при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговой в конце пос. Означенное.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов, в связи с чем, довод представителя Администрации г. Саяногорска Погудина В.М. о том, что требование прокурора о проведении работ по ликвидации несанкционированной свалки за счет средств Администрации г. Саяногорска в случае неисполнения решения суда в установленный срок, не может быть принят судом во внимание.

При определении срока, в течение которого должно быть исполнено решение суда, суд учитывает объем и не большую сложность работы, проведение которой необходимо для ликвидации несанкционированной свалки, и полагает, что разумным для исполнения настоящего решения суда является срок в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования г. Саяногорск удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Саяногорска в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию свалки, расположенной при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговой в конце пос. Означенное.

В случае не исполнения в установленный судом срок администрацией г. Саяногорска вступившего в законную силу решения суда провести работы по ликвидации свалки, расположенной при выезде из г. Саяногорска на ул. Береговой в конце пос. Означенное за счет средств муниципального образования г. Саяногорск.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в пгт. Черемушки в районе гаражного массива, находящегося в пределах водоохраной зоны муниципального образования г. Саяногорск отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы через Саяногорский городской суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья А.В. Пронина

Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2011г. Мотивированное решение будет 16.05.2011г.