РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-663/2011
24 мая 2011 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Трофимчук М.В.,
при секретаре Кечайкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах Вознюк О.В. к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением, при участии:
от истца - старшего помощника прокурора г. Саяногорска Благовой О.Г.,
истицы - Вознюк О.В.,
от ответчика представитель по доверенности от 04.03.2011 г. № Синкина Ю.Д. - не явилась,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Саяногорска обратился в Саяногорский городской суд с иском в интересах Вознюк О.В. к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением, мотивируя исковые требования тем, что 01.04.2011 г. в прокуратуру г. Саяногорска с заявлением обратилась Вознюк О.В. на действия жилищного отдела администрации муниципального образования г. Саяногорск о не предоставлении ей жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. С 2002 г. Вознюк О.В., 1988 года рождения, состоит на льготной очереди в администрации муниципального образования г. Саяногорск на получение жилья, до настоящего времени жильем не обеспечена. Решением Саяногорского городского суда родители Вознюк О.В.- мать и отец в отношении нее лишены родительских прав. Согласно постановлению главы администрации от 25.01.2002 г. № Вознюк О.В. передана на воспитание в <данные изъяты>. Постановлением главы муниципального образования г. Саяногорск от 30.11.2005 г. № Вознюк О.В. отчислена из МОУ детский дом г. Саяногорска. Просит обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Вознюк О.В. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
В судебном заседании старший помощник прокурора Благова О.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Истица Вознюк О.В. просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск Синкина Ю.Д. не явилась, уведомлена надлежащим образом, согласно представленному отзыву на исковое заявление заявленные прокурором г. Саяногорска требования подлежат удовлетворению в случае указания на источник финансирования, то есть за счет средств республиканского бюджета, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в частности, в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как видно из искового заявления прокурор г. Саяногорска обратился в суд в защиту интересов Вознюк О.В. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде, на основании личного заявления Вознюк О.В. от 01.04.2011 г.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2).
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Понятия, применяемые в вышеуказанном Федеральном законе, определены в статье 1, в которой, в том числе установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма.
Как следует из повторного свидетельства о рождении серии № от 18.01.2002 г., родителями Вознюк О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Вознюк В.С. и Вознюк В.М.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 04.01.2002 г. Вознюк В.С. и Вознюк В.М. лишены родительских прав в отношении их дочери Вознюк О.В., 17.03.1988 года рождения. Вознюк О.В. передана на попечение Саяногорского городского отдела образования. Решение вступило в законную силу 15.01.2002 г.
Постановлением главы администрации г. Саяногорска от 25.01.2002 г. № несовершеннолетние Вознюк О.В. и Вознюк С.В. переданы на воспитание в <данные изъяты>.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой от 20.05.2011 г. №, согласно которой Вознюк О.В. являлась воспитанницей <данные изъяты> с 16.01.2002 г. по 30.11.2005 г. и была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно повторному свидетельству о смерти от 23.05.2011 г. серии № отец Вознюк О.В. - отец ДД.ММ.ГГГГ умер.
Следовательно, истица Вознюк О.В. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии № от 28.08.2002 г., утвержденному постановлением главы администрации г. Саяногорска от 11.09.2002 г. №, Вознюк О.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесена в списки граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилой площади.
Протоколом комиссии по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте 23 лет от 12.10.2010 г., утвержденным постановлением и.о. главы муниципального образования г. Саяногорск от 20.10.2010 г. № 1593, утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации г. Саяногорска, у которых возникло право на получение жилых помещений по договору социального найма. В этот список включена Вознюк О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании постановления главы муниципального образования г. Саяногорск от 30.11.2005 г. № Вознюк О.В. отчислена из МОУ детский дом г. Саяногорска с предоставлением койко-места по адресу: <адрес>
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Вознюк О.В., являясь ребенком-сиротой, состоит в администрации муниципального образования г. Саяногорск на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена.
Согласно справке начальника жилищного отдела администрации муниципального образования г. Саяногорск от 17.05.2011 г. № в настоящее время в жилищном фонде социального использования муниципального образования г. Саяногорск отсутствуют свободные жилые помещения, расположенные в г. Саяногорске.
Из справки от 21.02.2011 г. № установлено, что решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 г. № «О бюджете муниципального образования город Саяногорск на 2011 год» расходы по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет на обеспечение жилыми помещениями за счет средств местного бюджета не предусмотрены.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
Частями 1, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 7 статьи 19 указанного закона положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Пунктом 3 статьи 19 Закона Республики Хакасия от 23.12.2010 г. № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» введен в действие Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решении вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» с 01.01.2011 г.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что Вознюк О.В. должно быть представлено жилое помещение по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Саяногорска в интересах Вознюк О.В. к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах Вознюк О.В. к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Вознюк О.В. по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Трофимчук
Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2011 г.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2011 г.