Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-792/2011

15 июня 2011 года                                                  город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Прониной А.В.,

при секретаре Кожиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах Фахрад Е.А. к Администрации города Саяногорска об обеспечении жилым помещением, при участии:

от истца - старшего помощника прокурора г. Саяногорска Благовой О.Г.,

истицы Фахрад Е.А.,

от ответчика - отсутствует,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в Саяногорский городской суд с иском в интересах Фахрад Е.А. к Администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением, мотивируя исковые требования тем, что Фахрад Е.А. состоит на льготной очереди в Администрации г. Саяногорска на получение жилья с 2003 года и до настоящего времени жильем не обеспечена. Решением Саяногорского городского суда от 24.03.2003 г. родители Фахрад Е.А. - мать ФИО3 и отец ФИО1 лишены родительских прав в отношении истицы. 17.06.2010 года истицей Фахрад Е.А. получен диплом <данные изъяты>, следовательно, у нее возникло право на получение жилья. Просит обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Фахрад Е.А. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.

В судебном заседании старший помощник прокурора Благова О.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Истица Фахрад Е.А. исковые требования прокурора г. Саяногорска поддержала, просила их удовлетворить

Представитель ответчика Администрации г. Саяногорск ФИО4 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные прокурором г. Саяногорска требования подлежат удовлетворению в случае указания на источник финансирования, то есть за счет средств республиканского бюджета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в частности, в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как видно из искового заявления прокурор г. Саяногорска обратился в суд в защиту интересов Фахрад Е.А. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2).

Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Понятия, применяемые в вышеуказанном Федеральном законе, определены в статье 1, в которой, в том числе установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма.

Как следует из свидетельства о рождении серии , родителями Фахрад Е.А. являются ФИО1 и ФИО3

Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 24.03.2003 г. ФИО3 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении их дочери Фахрад Е.А., которая передана на попечение ФИО2

На основании протокола заседания жилищной комиссии от 10.09.2003 г., утвержденного постановлением главы администрации г. Саяногорска от 24.09.2003 г. Фахрад Е.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесена в списки граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений.

03.04.2006 года на основании постановления Главы муниципального образования г. Саяногорск Фахрад Е.А. отчислена из <данные изъяты> в связи с достижением совершеннолетия и регистрацией <данные изъяты> с предоставлением жилья по адресу: <адрес>, где зарегистрирована до настоящего времени.

Финансово-лицевой счет на комнату в жилом доме <адрес> свидетельствует о том, что площадь указанной комнаты составляет 12 кв.м., в то время как решением Саяногорского городского Совета депутатов от 26.10.2005 г. № 91 (ред. от 25.02.2010 г.) «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании город Саяногорск» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании город Саяногорск составляет 20 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего гражданина.

В 2010 году Фахрад Е.А. окончила <данные изъяты> по профессии «<данные изъяты>», что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании серии <данные изъяты> регистрационный .

Также суд учитывает, что протоколом комиссии по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте 23 лет от 10.02.2010 г., утвержденным постановлением главы муниципального образования г. Саяногорск от 10.02.2010 г. , утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации г. Саяногорска, у которых возникло право на получение жилых помещений по договору социального найма, в который включена Фахрад Е.А.

Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Фахрад Е.А., являясь ребенком-сиротой, состоит в Администрации г. Саяногорска на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку по соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена.

Согласно справке и.о. начальника жилищного отдела Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 14.06.2011 г. в настоящее время в жилищном фонде социального использования муниципального образования г. Саяногорск отсутствуют свободные жилые помещения, расположенные в г. Саяногорске.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

Частями 1, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 7 статьи 19 указанного закона положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что Фахрад Е.А. по месту жительства в городе Саяногорске должно быть представлено благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Саяногорска в интересах Фахрад Е.А. к Администрации г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах Фахрад Е.А. к Администрации г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Фахрад Е.А. по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы через Саяногорский городской суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня его объявления.

Судья                     А.В. Пронина