Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-1063/2011

08сентября2011года                                                 г.Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего      Трофимчук М.В.,

при секретаре                        Кечайкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Саяногорска в интересах Ивановой М.Г. к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением,при участии:

от истца-и.о.заместителяпрокурора г.Саяногорска Благовой О.Г.,

истицаИванова М.Г.-не явилась,

от ответчика представительпо доверенностиот 10.05.2011г. Буханченко Т.Н. - не явилась,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Саяногорска обратился в суд с иском в интересахИвановой М.Г.к администрациимуниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением,мотивируя исковые требования тем,чтоИванова М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,состоит на льготной очереди в администрации муниципального образования г.Саяногорск на получение жилья с12.01.2005г.,однако до настоящего времени жильем не обеспечена.Решением Саяногорского городского суда от21.03.2006г.мать-ФИОлишена родительских прав.Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.Постановлением главы администрации г.Саяногорска от03.04.2006 № 510Иванова М.Г.направлена в МОУ Детский дом г.Саяногорска.14.06.2011г.истицей Ивановой М.Г.получен диплом об окончании ГОУ СПО «<данные изъяты>»,следовательно,у нее возникло право на получение жилья..Просит обязать администрацию г.Саяногорска обеспечить Иванову М.Г.по месту жительства в г.Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании и.о.заместителя прокурора Благова О.Г.уточнила исковые требования,просила обязать администрацию МО г.Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставитьИвановой М.Г.по месту жительства в г.Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.На удовлетворении исковых требованийс учетом их уточнениянастаивала по основаниям,изложенным в исковом заявлении,просила иск удовлетворить.

ИстицаИванова М.Г.исковые требования прокурора г.Саяногорска поддержала,просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Саяногорск Буханченко Т.Н. не явилась,уведомлена надлежащим образом.

Выслушав лиц,участвующих в деле,исследовав доказательства по делу в их совокупности,суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований.Заявление в защиту прав,свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае,если гражданин по состоянию здоровья,возрасту,недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора,основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав,свобод и законных интересов,в частности,в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как видно из искового заявления прокурор г.Саяногорска обратился в суд в защиту интересовИвановой М.Г.по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

В силу ч.1ст.57ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам,состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет,за исключением установленных частью2настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются,в частности детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях,в том числе в учреждениях социального обслуживания,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2).

Федеральным законом от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы,содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа в возрасте до23лет.

Понятия,применяемые в вышеуказанном Федеральном законе,определены в статье1,в которой,в том числе установлено,что лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лица в возрасте от18до23лет,у которых,когда они находились в возрасте до18лет,умерли оба или единственный родитель,а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом1статьи8Федерального закона от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,что дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,а также дети,находящиеся под опекой (попечительством),не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия,указанных в приложении1к настоящему Закону,наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц,достигших возраста23лет,обучающихся (по очнойформе) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений),до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях,потерявших в этот период обоих или единственного родителя.

Пунктом1статьи1 Закона Республики Хакасия от19.10.2009г. № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам,детям,оставшимся без попечения родителей,а также лицам из их числа в возрасте до23лет и о внесении изменения в статью2Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа в возрасте до23лет»,предусмотрено,что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:дети-сироты,дети,оставшиеся без попечения родителей,лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных организациях,медицинских организациях,организациях,оказывающих социальные услуги,других аналогичных организациях,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом,законодательством определено,что граждане из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма.

Как следует из свидетельства о рождении родителямиИвановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,являются ФИО1 и ФИО,что также подтверждается справкой о рождении от02.10.2001г.,в которой также указано,что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

В соответствии с постановлением главы администрации от21.09.2001г. № 1454несовершеннолетняя Иванова М.Г.была направлена в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска на временное проживание (период учебного года) ДД.ММ.ГГГГпоДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации от20.05.2002г. № 851срок пребывания несовершеннолетней Ивановой М.Г.в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска продлен до ДД.ММ.ГГГГ.,затем - до <данные изъяты>,что подтверждается постановлением главы МО г.Саяногорск от20.04.2004г. № 800.

Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от21.03.2006г.ФИОлишена родительских прав в отношении несовершеннолетнейдочери Ивановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения.С ФИО в пользу МОУ «Детский дом» г.Саяногорска взысканыалименты на содержание несовершеннолетней дочери Ивановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,в размере <данные изъяты> всех видов заработка,начиная ДД.ММ.ГГГГ.и досовершеннолетия ребенка.Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

В силуп.2ст.61ГПК РФ обстоятельства,установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу,обязательны для суда,в связи с чем суд принимает во внимание указанное вданном решениито обстоятельство,что ФИО.является одинокой матерью.

Постановлением главы МО г.Саяногорск от03.04.2006г. № 510несовершеннолетняя Иванова М.Г.была направлена в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска.

Следовательно,истицаИванова М.Г.осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте,в связи с чем,в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади.

Как следует из постановления главы МО г.Саяногорск от03.11.2006г. № 1831Иванова М.Г.в связи с достижением совершеннолетия была отчислена изМОУ «Детский дом» г.Саяногорска с предоставлением комнаты по адресу:<адрес>

Согласнопротоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от12.01.2005г.,утвержденному постановлением главы муниципальногообразования г.Саяногорск от07.02.2005г. ,Иванова М.Г.,16.09.1988года рождения,поставлена на учет граждан,нуждающихся вулучшении жилищных условий,ивнесенав списки граждан,пользующихся правомвнеочередного предоставления жилых помещений.

В2011годуИванова М.Г.окончила ГОУ СПО «<данные изъяты>» попрофессии«<данные изъяты>»,что подтверждается дипломом оначальном профессиональном образовании ,ей присвоена квалификация«<данные изъяты>».

Таким образом,в ходе судебного заседания достоверно установлено,чтоИванова М.Г.,являясь ребенком-сиротой,состоит в администрации муниципального образования г.Саяногорск на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении,посколькупо соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена.

В соответствии с ч.3ст.86Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации,предоставляемых местным бюджетам в порядке,предусмотренном статьей140настоящего Кодекса.

Частями1,5 статьи19Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено,что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления,осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью7статьи19указанного закона положения федеральных законов,законов субъектов Российской Федерации,предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии,если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Пунктом3статьи19Закона Республики Хакасия от23.12.2010г. № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на2011год» введен в действие Закон Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решении вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа в возрасте до23лет» с01.01.2011г.

В силу пункта3статьи3Закона Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций,предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Учитывая,изложенное,суд приходит к выводу,чтоИвановой М.Г.должно быть представлено жилое помещение по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах,суд считает требования прокурора г.Саяногорска в интересахИвановой М.Г.к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Саяногорска в интересах Ивановой М.Г. к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г.Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Ивановой М.Г. месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья                             М.В.Трофимчук

Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2011г.

Мотивированное решение изготовлено     13.09.2011г.