РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-1063/2011 08сентября2011года г.Саяногорск Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Трофимчук М.В., при секретаре Кечайкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Саяногорска в интересах Ивановой М.Г. к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением,при участии: от истца-и.о.заместителяпрокурора г.Саяногорска Благовой О.Г., истицаИванова М.Г.-не явилась, от ответчика представительпо доверенностиот 10.05.2011г. № Буханченко Т.Н. - не явилась, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Саяногорска обратился в суд с иском в интересахИвановой М.Г.к администрациимуниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением,мотивируя исковые требования тем,чтоИванова М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,состоит на льготной очереди в администрации муниципального образования г.Саяногорск на получение жилья с12.01.2005г.,однако до настоящего времени жильем не обеспечена.Решением Саяногорского городского суда от21.03.2006г.мать-ФИОлишена родительских прав.Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.Постановлением главы администрации г.Саяногорска от03.04.2006 № 510Иванова М.Г.направлена в МОУ Детский дом г.Саяногорска.14.06.2011г.истицей Ивановой М.Г.получен диплом об окончании ГОУ СПО «<данные изъяты>»,следовательно,у нее возникло право на получение жилья..Просит обязать администрацию г.Саяногорска обеспечить Иванову М.Г.по месту жительства в г.Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании и.о.заместителя прокурора Благова О.Г.уточнила исковые требования,просила обязать администрацию МО г.Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставитьИвановой М.Г.по месту жительства в г.Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.На удовлетворении исковых требованийс учетом их уточнениянастаивала по основаниям,изложенным в исковом заявлении,просила иск удовлетворить. ИстицаИванова М.Г.исковые требования прокурора г.Саяногорска поддержала,просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Саяногорск Буханченко Т.Н. не явилась,уведомлена надлежащим образом. Выслушав лиц,участвующих в деле,исследовав доказательства по делу в их совокупности,суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований.Заявление в защиту прав,свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае,если гражданин по состоянию здоровья,возрасту,недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора,основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав,свобод и законных интересов,в частности,в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Как видно из искового заявления прокурор г.Саяногорска обратился в суд в защиту интересовИвановой М.Г.по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде. В силу ч.1ст.57ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам,состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет,за исключением установленных частью2настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются,в частности детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях,в том числе в учреждениях социального обслуживания,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2). Федеральным законом от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы,содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа в возрасте до23лет. Понятия,применяемые в вышеуказанном Федеральном законе,определены в статье1,в которой,в том числе установлено,что лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лица в возрасте от18до23лет,у которых,когда они находились в возрасте до18лет,умерли оба или единственный родитель,а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Пунктом1статьи8Федерального закона от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,что дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,а также дети,находящиеся под опекой (попечительством),не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия,указанных в приложении1к настоящему Закону,наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц,достигших возраста23лет,обучающихся (по очнойформе) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений),до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях,потерявших в этот период обоих или единственного родителя. Пунктом1статьи1 Закона Республики Хакасия от19.10.2009г. № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам,детям,оставшимся без попечения родителей,а также лицам из их числа в возрасте до23лет и о внесении изменения в статью2Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа в возрасте до23лет»,предусмотрено,что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:дети-сироты,дети,оставшиеся без попечения родителей,лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных организациях,медицинских организациях,организациях,оказывающих социальные услуги,других аналогичных организациях,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом,законодательством определено,что граждане из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма. Как следует из свидетельства о рождении №родителямиИвановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,являются ФИО1 и ФИО,что также подтверждается справкой о рождении №от02.10.2001г.,в которой также указано,что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. В соответствии с постановлением главы администрации от21.09.2001г. № 1454несовершеннолетняя Иванова М.Г.была направлена в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска на временное проживание (период учебного года) ДД.ММ.ГГГГпоДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации от20.05.2002г. № 851срок пребывания несовершеннолетней Ивановой М.Г.в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска продлен до ДД.ММ.ГГГГ.,затем - до <данные изъяты>,что подтверждается постановлением главы МО г.Саяногорск от20.04.2004г. № 800. Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от21.03.2006г.ФИОлишена родительских прав в отношении несовершеннолетнейдочери Ивановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения.С ФИО в пользу МОУ «Детский дом» г.Саяногорска взысканыалименты на содержание несовершеннолетней дочери Ивановой М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,в размере <данные изъяты> всех видов заработка,начиная ДД.ММ.ГГГГ.и досовершеннолетия ребенка.Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ В силуп.2ст.61ГПК РФ обстоятельства,установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу,обязательны для суда,в связи с чем суд принимает во внимание указанное вданном решениито обстоятельство,что ФИО.является одинокой матерью. Постановлением главы МО г.Саяногорск от03.04.2006г. № 510несовершеннолетняя Иванова М.Г.была направлена в МОУ «Детский дом» г.Саяногорска. Следовательно,истицаИванова М.Г.осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте,в связи с чем,в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади. Как следует из постановления главы МО г.Саяногорск от03.11.2006г. № 1831Иванова М.Г.в связи с достижением совершеннолетия была отчислена изМОУ «Детский дом» г.Саяногорска с предоставлением комнаты по адресу:<адрес> Согласнопротоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №от12.01.2005г.,утвержденному постановлением главы муниципальногообразования г.Саяногорск от07.02.2005г. №,Иванова М.Г.,16.09.1988года рождения,поставлена на учет граждан,нуждающихся вулучшении жилищных условий,ивнесенав списки граждан,пользующихся правомвнеочередного предоставления жилых помещений. В2011годуИванова М.Г.окончила ГОУ СПО «<данные изъяты>» попрофессии«<данные изъяты>»,что подтверждается дипломом оначальном профессиональном образовании №,ей присвоена квалификация«<данные изъяты>». Таким образом,в ходе судебного заседания достоверно установлено,чтоИванова М.Г.,являясь ребенком-сиротой,состоит в администрации муниципального образования г.Саяногорск на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении,посколькупо соответствующим нормам жилым помещением не обеспечена. В соответствии с ч.3ст.86Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации,предоставляемых местным бюджетам в порядке,предусмотренном статьей140настоящего Кодекса. Частями1,5 статьи19Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено,что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления,осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с частью7статьи19указанного закона положения федеральных законов,законов субъектов Российской Федерации,предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии,если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Пунктом3статьи19Закона Республики Хакасия от23.12.2010г. № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на2011год» введен в действие Закон Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решении вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа в возрасте до23лет» с01.01.2011г. В силу пункта3статьи3Закона Республики Хакасия от05.12.2005г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций,предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Учитывая,изложенное,суд приходит к выводу,чтоИвановой М.Г.должно быть представлено жилое помещение по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия. При таких обстоятельствах,суд считает требования прокурора г.Саяногорска в интересахИвановой М.Г.к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Саяногорска в интересах Ивановой М.Г. к администрации муниципального образования г.Саяногорск об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования г.Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Ивановой М.Г. месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья М.В.Трофимчук Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2011г. Мотивированное решение изготовлено 13.09.2011г.