РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года г. Саяногорск Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Казаковой Т.А., при секретаре Манаковой Т.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токан В. С. к директору Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкину В. А., Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» о признании отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной незаконным, об обязании регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной с даты подачи заявления, УСТАНОВИЛ: Токан В.С. обратилась в суд с жалобой на незаконные действия должностного лица, просила признать отказ директора ГУ казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкина В.А. в регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной незаконным, обязать ГУ казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» зарегистрировать ее в целях поиска подходящей работы, безработной с момента обращения, то есть с 25 июля 2011 года, мотивируя жалобу тем, что 25 июля 2011 г. она обратилась Центр занятости населения города Саяногорска с заявлением с целью поиска подходящей работы. Однако, в регистрации в качестве безработной ей было отказано по причине обращения в орган службы занятости по месту пребывания. Считает отказ незаконным, поскольку она фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, где зарегистрирована по месту пребывания, в связи с чем, нарушены ее конституционные права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Просила жалобу удовлетворить. Жалоба Токан В.С. рассмотрена судом по правилам искового производства. В судебном заседании истец Токан В.С., ее представитель Токан С.С. поддержали исковые требования, привели те же доводы, что и в жалобе, просили иск удовлетворить. Ответчик директор Государственного казенного учреждения РХ «Центр занятости населения города Саяногорска», представитель ответчика Государственного казенного учреждения РХ «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкин В.А. иск не признал, пояснил, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Возможность регистрации в качестве безработного по месту пребывания действующим законодательством не предусмотрена. Просил в удовлетворении иска отказать. Выслушав объяснения истца Токан В.С., ее представителя Токан С.С., ответчика представителя ответчика Государственного казенного учреждения РХ «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкина В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ гарантирует каждому право на труд и защиту от безработицы. Правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458,. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Согласно подпунктов 8, 15 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами (пункт 8 Порядка); регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы (пункт 15 Порядка). 25 июля 2011 года Токан В.С. обратилась в Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» с заявлением о регистрации ее ищущей работу, безработной. Письмом с исходящим номером 589 от 22 августа 2011 г. директор Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкин В.А. разъяснил истцу, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина и разъяснил право на обращение с заявлением о регистрации в качестве безработной по месту постоянной регистрации. Оценивая законность решения директора Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкина В.А. об отказе в регистрации Токан В.С. в качестве безработной, суд исходит из следующего. Согласно свидетельства № 241, выданного ОУФМС России по Республике Хакасия в городе Саяногорске, истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> на срок с 20 июля 2011 года по 20 июля 2014 г. Между тем, в силу пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Аналогичная позиция в части регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в качестве безработных по месту жительства содержится и в подпунктах 8, 15 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458, действующего в период спорных отношений, Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ в от 6 февраля 2003 г. N 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 о нарушении его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», следует, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права. Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации. Истец Токан В.С., имея регистрацию как по месту жительства в <данные изъяты>, так и по месту пребывания в <данные изъяты>, фактически обратилась с заявлением о регистрации ищущей работу и безработной по месту пребывания. Поскольку Токан В.С. по своему усмотрению выбрала, где ее место жительства, а где место пребывания, ее доводы и доводы ее представителя о том, что местом ее жительства является г. Саяногорск, суд считает несостоятельными, приведенными с целью постановки ее на учет в качестве безработной по месту пребывания. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что директор Государственного казенного учреждения РХ «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкин В.А. обоснованно отказал истцу в регистрации в качестве безработной. Оценивая требования истца Токан В.С. о признании отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы незаконным, суд принимает во внимание, что ответчик не принимал решение об отказе в регистрации Токан В.С. в целях поиска подходящей работы. Вместе с тем, оснований для возложения на ответчиков обязанности по регистрации Токан В.С. в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной с даты подачи заявления, то есть с 25 июля 2011 года не имеется, поскольку такая регистрация в силу приведенных выше норм права, производится органами занятости населения по месту жительства гражданина, а не по месту его пребывания. Оценивая все доказательства в совокупности и установленные на их основании обстоятельства, суд считает исковые требования Токан В.С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении иска Токан В. С. к директору Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» Умняшкину В. А., Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения города Саяногорска» о признании отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной незаконным, об обязании регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработной с даты подачи заявления отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение 10 дней с даты принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Т.А. Казакова Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2011 года. Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2011 года.