Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                                        Дело № 2-46/2012

25 января 2012 г.                                                    г. Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи     Трофимчук М.В.,

при секретаре                                 Кечайкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Ю.А. к Правительству Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, с участием:

от истца - отсутствуют,

от ответчика - представитель отсутствует,

от третьего лица - представитель отсутствует,

УСТАНОВИЛ:

Григорьев Ю.А. обратился в <данные изъяты> суд Красноярского края с иском к Правительству Красноярского края, ГКУ «ДПВ БоГЭС» о признании неправомерными их действия по отказу в приватизации жилого помещения и выдаче технического паспорта на квартиру, мотивируя свои требования тем, что 22.02.2011 г. ГУ «ДПВ БоГЭС» от имени Правительства Красноярского края заключило с ним договор социального найма жилого помещения. Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края для заключения договора передачи жилого помещения в собственность было рекомендовано обратиться в ГУ «ДПВ БоГЭС», за которым квартира закреплена на праве оперативного управления. 13.05.2011 г. со всеми необходимыми документами, истец обратился в это учреждение с заявлением, однако ему было отказано, поскольку Уставом учреждения не предусмотрены полномочия по приватизации. Впоследствии истец со всеми документами обратился к собственнику квартиры - в Правительство края с заявлением на разрешение приватизации квартиры и предоставлении ему заверенной копии технического паспорта на квартиру, однако ему было отказано, поскольку Правительство края намерено передать спорное жилое помещение в муниципальную собственность г. Саяногорска Республики Хакасия, после чего он вправе обратиться за разрешением на передачу квартиры в собственность и попросить технический паспорт на квартиру. Просил признать действия Правительства Красноярского края и ГУ «ДПВ БоГЭС» по отказу ему в заключении договора передачи квартиры в собственность и отказ в выдаче технического паспорта квартиры незаконными. Обязать Правительство Красноярского края в установленный законом срок заключить с ним договор передачи квартиры в собственность. Обязать ответчика представить ему в установленный законом срок заверенную копию технического паспорта квартиры.

Впоследствии истец Григорьев Ю.А., его представитель по доверенности ФИО неоднократно уточняли исковые требования, просили признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, от требований к ответчику ГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» отказались, о чем представили заявление.

Определением <данные изъяты> суда Красноярского края от 26.10.2011 г. гражданское дело по иску Григорьева Ю.А. к Правительству Красноярского края, ГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» о признании права собственности на жилое помещение передано по подсудности в Саяногорский городской суд.

Определением судьи Саяногорского городского суда от 05.12.2011 г. исковое заявление Григорьева Ю.А. к Правительству Красноярского края, ГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации принято к производству.

Определением Саяногорского городского суда от 23.01.2012 г. к участию в деле по исковому заявлению Григорьева Ю.А. к Правительству Красноярского края, ГКУ «ДПВ БоГЭС» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Определением Саяногорского городского суда от 25.01.2012 г. принят отказ истца Григорьева Ю.А., его представителя ФИО от исковых требований к ГКУ «ДПВ БоГЭС» в полном объеме, производство по делу в части исковых требований к ГКУ «ДПВ БоГЭС» прекращено.

Истец Григорьев Ю.А. для участия в судебном заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.

В судебном заседании 23.01.2012 г. представитель истца по доверенности ФИО на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Для участия в судебном заседании 25.01.2012 г. представитель истца по доверенности ФИО не явился, в материалах дела имеется заявление ФИО о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Правительства Красноярского края по доверенности ФИО1 для участия в судебном заседании не явилась, представила заявление, в котором против удовлетворения исковых требований возражала, при этом указала, что в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению в соответствии с Законом Красноярского края от 25.10.2007 г. № 3-624 «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС», утвержденном постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.02.2008 г. № 68-п уполномоченным органом, осуществляющим от имени собственника жилых помещений оформление договоров социального найма, является ГКУ «ДПВ БоГЭС». Поскольку в настоящий момент, спорное жилое помещение, находится в оперативном управлении ГКУ «ДПВ БоГЭС», то Правительство Красноярского края не могло заключить с истцом договор о передаче жилого помещения в собственность в виду отсутствия на это полномочий. После передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность г. Саяногорска, возможно будет заключение договора о передаче в собственность жилого помещения, предоставленного истцу по договору социального найма. Права истца на приватизацию жилого помещения не оспариваются и признаются Правительством Красноярского края. Уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью края является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Спорное жилое помещение было передано в оперативное управление Дирекции приказом Агентства и может быть изъято из оперативного управления только аналогичным способом. Агентство осуществляет учет в установленном порядке краевого имущества, ведение Реестра государственной собственности края. Агентство уполномочено осуществлять функции по приватизации краевого имущества, если иное не установлено нормативными правовыми актами края. Просила в удовлетворении заявленных к Правительству Красноярского края требований отказать, также просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика ГКУ «ДПВ БоГЭС» по доверенности ФИО2 для участия в судебном заседании не явился, представил заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, при этом против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что ГКУ «ДПВ БоГЭС» является уполномоченным органом, осуществляющим от имени собственника жилых помещений оформление договоров социального найма, однако, согласно уставу, ГКУ «ДПВ БоГЭС», не наделено полномочиями по передаче жилых помещений гражданам в порядке приватизации. Спорное жилое помещение, предоставленное истцу по договору социального найма от 22.02.2011 г., находится в оперативном управлении ГКУ «ДПВ БоГЭС». После передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность г. Саяногорска, возможно заключение уполномоченным органом договора о передаче истцу в собственность. Права истца на приватизацию спорного жилого помещения не оспаривались и признаются ГКУ «ДПВ БоГЭС». Также указала, что ГКУ «ДПВ БоГЭС» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем в удовлетворении заявленных к ГКУ «ДПВ БоГЭС» требований просила отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по доверенности ФИО3 в своем отзыве указала, что спорное жилое помещение учтено в реестре государственной собственности Красноярского края на основании приказа агентства от 01.09.2010 , закреплено на праве оперативного управления за ГКУ «ДПВ БоГЭС». Согласно Положению об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, приватизация жилых помещений, находящихся в собственности Красноярского края, не входит в компетенцию агентства. При этом, агентство не возражает против удовлетворения исковых требований Григорьева Ю.А.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Таким образом, в том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, в связи с чем граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то данное обстоятельство нарушает положения названных норм Закона и права нанимателя.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, Григорьеву Ю.А. на основании договора социального найма жилого помещения от 22.02.2011 г. в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнаты по адресу: <адрес>.

Согласно письму Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 26.04.2011 г. Григорьеву Ю.А. для заключения договора передачи жилого помещения в собственность рекомендовано обратиться в ГКУ «ДПВ БоГЭС».

Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 01.09.2010 г. спорное жилое помещение включено в реестр государственной собственности Красноярского края и закреплено на праве оперативного управления за ГУ ДПВ БоГЭС, что также подтверждается актом приема-передачи от 01.09.2010 г. имущества, в том числе спорного жилого помещения.

На основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 04.04.2011 г. путем изменения типа существующего ГУ ДПВ БоГЭС, являющегося бюджетным, создано ГКУ «ДПВ БоГЭС».

Таким образом, спорное жилое помещение передано ГКУ «ДПВ БоГЭС» только в оперативное управление, и не является его собственностью.

Согласно п. 4.1 Устава ГКУ «ДПВ БоГЭС» находится в государственной собственности Красноярского края и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ, при этом в п. 4.6 Устава указано, что учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия уполномоченного органа.

Доказательств того, что у ГКУ «ДПВ БоГЭС» имелось согласие на отчуждение спорного жилого помещения Григорьеву Ю.А. в материалы дела не представлено.

В связи с этим, ГКУ «ДПВ БоГЭС» в адрес Григорьева Ю.А. направлена информация от 23.05.2011 г. , в которой указано, что ГКУ «ДПВ БоГЭС» согласно Уставу учреждения не наделено полномочиями осуществлять приватизацию с гражданами.

Вместе с тем, как следует из письма начальника управления документационного обеспечения аппарата правительства Красноярского края от 12.04.2011 г., обращение Григорьева Ю.А., поступившее в правительство Красноярского края, направлено для рассмотрения в министерство экономики и регионального развития Красноярского края с просьбой о результатах сообщить адресату.

Министерством экономики и регионального развития Красноярского края 28.04.2011 г. Григорьеву Ю.А. сообщено, что после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность он вправе заключить договор передачи в собственность с местной администрацией. После оформления муниципальным образованием г. Саяногорск права собственности на предоставленное жилое помещение технический паспорт на него будет передан собственнику.

Таким образом, Григорьев Ю.А. вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в порядке приватизации.

Оценивая заявленные истцом Григорьевым Ю.А. требования о признании права собственности в порядке приватизации, разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Вопросы приватизации жилищного фонда регулируются Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в статье 1 которого под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ бесплатная приватизация жилых помещений прекращается с 01.03.2013 г.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (статья 7 вышеуказанного Закона).

В соответствии с частью 2 статьи 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу и не оспаривалось сторонами, собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> является Красноярский край, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.12.2011 г. .

Данное обстоятельство также усматривается из дела правоустанавливающих документов на спорное жилое помещение, в котором в качестве правообладателя объекта указан - Красноярский край.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости включен в реестр государственной собственности Красноярского края на основании приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 01.09.2010 г. п, из которого также усматривается, что запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 10.08.2010 г.

Совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации в силу п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ образуют государственный жилищный фонд.

Таким образом, поскольку спорное жилое помещение является собственностью субъекта Российской Федерации, следовательно, относится к государственному жилищному фонду, то оно в силу статьи 1Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежит.

Как следует из договора социального найма жилого помещения от 22.02.2011 г. Григорьеву Ю.А. в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнаты по адресу: <адрес>.

Актом приема-передачи жилого помещения от 22.02.2011 г. Григорьеву Ю.А. передано спорное жилое помещение, находящееся в краевой собственности, для проживания.

Согласно статье 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Таким образом, Григорьев Ю.А. вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность.

Частью 2 статьи 7 вышеуказанного Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В статье 13 ЖК РФ определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, причем, как следует из пункта 9 статьи 13, перечень этих вопросов не является исчерпывающим. К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно подпункту «ф» пункта 3 статьи 8 Закона Красноярского края от 03.03.2011 г. № 12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» Правительство Красноярского края уполномочено заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан в отношении занимаемых ими на условиях социального найма помещений краевого жилищного фонда, находящихся в казне края.

В силу пункта 7 статьи 49 названного закона все нормативные правовые акты Губернатора края, правительства края и иных органов исполнительной власти края подлежат приведению в соответствие с настоящим законом в срок до 01.06.2011 г.

При таких обстоятельствах не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что согласно п. 3.24 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 г. , в силу которого в компетенцию Агентства входит осуществление функций по приватизации краевого имущества, если иное не установлено нормативными правовыми актами края.

Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные при разрешении спора доказательства и разрешая спор по существу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Григорьева Ю.А. к правительству Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В силу абз. 6 п. 1 ст. 17 и п.1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Григорьева Ю.А. к Правительству Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Григорьевым Ю.А. право собственности на квартиру по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

       Настоящее решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Саяногорский городской суд.

Судья                        Трофимчук М.В.

Резолютивная часть оглашена     25.01.2012 г.

Мотивированное решение принято             30.01.2012 г.