РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-111/2012 14 февраля 2012 г. г. Саяногорск Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Трофимчук М.В., при секретаре Кечайкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах Зубова П.В. к администрации муниципального образования город Саяногорск об обеспечении жилым помещением, при участии: от истца - старшего помощника прокурора г. Саяногорска Благовой О.Г., истец Зубов П.В. - отсутствует, от ответчика представителя по доверенности от 20.12.2011 г. № - Шешиной Л.С., УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Саяногорска в интересах Зубова П.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением, мотивируя исковые требования тем, что Зубов П.В. состоит на льготной очереди в администрации муниципального образования г. Саяногорск на получение жилья с 19.05.2008 г., однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Брак между родителями ФИО и ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Приговором Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 осуждена, направлена для отбытия наказания в < >. Постановлением главы администрации г. Саяногорск от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Зубов П.В. передан на воспитание и содержание в < >. В связи с поступлением в <УЧРЕЖДЕНИЕ> постановлением главы МО г. Саяногорск от 25.10.2007 г. № отчислен из < >. Постановлением главы муниципального образования г. Саяногорск от 29.12.2007 г. № над несовершеннолетним Зубовым П.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО2 Просит обязать администрацию г. Саяногорска обеспечить Зубова П.В. по месту жительства в г. Саяногорске благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании старший помощник прокурора Благова О.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Истец Зубов П.В. не явился, представил заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает, также просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск по доверенности Шешина Л.С. в судебном заседании пояснила, что заявленные прокурором г. Саяногорска требования подлежат удовлетворению в случае указания на источник финансирования, то есть за счет средств республиканского бюджета. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Как установлено из искового заявления и приложенных к нему документов, Зубов П.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12.12.2011 г. Зубов П.В. обратился с заявлением к прокурору г. Саяногорска, в котором просил обратиться в его интересах в суд с иском о выделении ему жилья. Таким образом, прокурор г. Саяногорска правомерно обратился в суд в защиту интересов Зубова П.В. по обеспечению его права на жилище в муниципальном жилищном фонде. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2). Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Понятия, применяемые в вышеуказанном Федеральном законе, определены в статье 1, в которой, в том числе установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасиягосударственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя. Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 г. № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью на условиях социального найма. Как следует из свидетельства о рождении серии №, родителями Зубова П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО4, который в качестве отца записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении № от 23.12.2002 г. Впоследствии после заключения и расторжения брака ФИО1 с ФИО, ей присвоена фамилия <ФАМИЛИЯ>, в подтверждение чего в материалы дела представлены свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Приговором Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в преступлении, предусмотренном ст. < > УК РФ, ей назначено наказание в виде <данные изъяты>. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ приговор Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии назначения дела в тот же суд, но в ином составе суда. Согласно выписке из приговора Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. < > УК РФ, ей назначено наказание в виде <данные изъяты>, в связи с чем на основании постановления администрации г. Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Зубов П.В. передан на воспитание в < >. Постановлением главы муниципального образования г. Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ № Зубов П.В. был отчислен из < > в связи с поступлением в <УЧРЕЖДЕНИЕ>. Как следует из постановления главы муниципального образования г. Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ № над Зубовым П.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО2, которой на содержание несовершеннолетнего назначено ежемесячное денежное пособие, исходя из установленных норм. Следовательно, истец Зубов П.В. остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на внеочередное получение жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в интересах несовершеннолетнего Зубова П.В. обратилась к главе МО г. Саяногорск с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине отсутствия жилого помещения по договору социального найма на праве собственности. Справка ГУП Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» от 17.12.2007 г. подтверждается то обстоятельство, что согласно реестровым записям УТИ Зубов П.В. квартиры, дома в собственности не имеет. По информации ДАГН г. Саяногорска от 19.11.2007 г. Зубов П.В. право на приватизацию жилья на территории муниципального образования г. Саяногорск не использовал. Саяногорским отделом Управления Росрегистрации по Республике Хакасия от 22.11.2007 г. сообщено, что информация о правах Зубова П.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует. Согласно постановлению главы муниципального образования г. Саяногорск от 19.05.2008 г. № Зубов П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесен в списки граждан, пользующихся правом на внеочередное предоставление жилых помещений. Согласно справке <УЧРЕЖДЕНИЕ1> от 06.11.2008 г. № Зубов П.В. обучается в указанном учреждении на < > курсе очного обучения отделения НПО по специальности «столяр». Как следует из финансово-лицевого счета от 14.02.2012 г. Зубов П.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве сына знакомой в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственниками которого является ФИО5, ФИО6 Однако, как достоверно установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу, Зубов П.В. проживает, но не зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, квартиросъемщиком которого являются ФИО7, ФИО8 Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Зубов П.В., являясь ребенком-сиротой, состоит в администрации муниципального образования г. Саяногорск на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку по соответствующим нормам жилым помещением не обеспечен. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Частями 1, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с частью 7 статьи 19 указанного закона положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Пунктом 10 статьи 18 Закона Республики Хакасия от 20.12.2011 г. № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с 01.01.2012 г. введен в действие Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия. При этом пунктом 1 статьи 2 названного Закона установлено, что на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (пункт 3 статьи 3 Закона). Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что Зубову П.В. должно быть предоставлено по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Саяногорска в интересах Зубова П.В. к администрации муниципального образования г. Саяногорск об обеспечении жилым помещением обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах Зубова П.В. к администрации муниципального образования город Саяногорск об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования город Саяногорск за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Зубову П.В. по месту жительства в городе Саяногорске благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Саяногорский городской суд. Судья М.В. Трофимчук Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2012 г. Мотивированное решение принято 20.02.2012 г.