Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                       Дело № 2-1087/2012

02 августа 2012 года                                                      город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Плетневой Т.А.,

при секретаре Кожиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осиповой Т.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» об обязании установить размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, взыскании недоплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Осипова Т.А. обратилась в Саяногорский городской суд с иском к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» (далее МБЛПУ «СГБ № 2») об обязании установить размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, взыскании недоплаченной заработной платы, мотивируя исковые требования тем, что с 2008 года она работает <данные изъяты> в МБЛПУ «СГБ № 2» с окладом <данные изъяты> рублей. При начислении ей заработной платы, ответчиком нарушены нормы трудового законодательства, поскольку заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ с последующим начислением на нее районного коэффициента и надбавок в РХ. Просила признать незаконным установление ей ежемесячной заработной платы менее размера МРОТ, что составляет 4611 рублей, а также включение в заработную плату до размера МРОТ районного коэффициента и иных надбавок в РХ; обязать МБЛПУ «СГБ № 2» установить ей ежемесячную заработную плату не менее 4611 рублей с последующим начисление на нее районного коэффициента и иных надбавок в РХ, в том числе за стаж работы; взыскать не дополученную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.

Истица Осипова Т.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБЛПУ «СГБ № 2» по доверенности Метелева Н.В. иск не признала, пояснила, что минимальный размер оплаты труда, и размер заработной платы два разных понятия. Истица ссылаясь на статьи 313, 315-317 ТК РФ, говорит о том, что районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях должна начисляться на МРОТ, установленный законом, однако из содержания Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N1073 "О неотложных мерах по государственной поддержке экономики и развитию социальной сферы Республики Хакасия в 1992-1995 годах" (п.2); Постановления Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 "Об утверждении разъяснения "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республике Бурятия, Республике Хакасия" следует, что Республика Хакасия является местностью с особыми (неблагоприятными) климатическими условиями и не является районом Крайнего Севера и районом, приравненном к районам Крайнего Севера. Кроме того, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (п.1), Письмом Минтруда РФ № 517-РБ от 23.03.1993 г., и Постановлением МО г. Саяногорск № 1100 от 30.05.2011 г. «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования г. Саяногорск» (п. 4.2. «Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования г. Саяногорск») начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия производится на фактический заработок, в состав которого включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда. При этом Постановлением МО г. Саяногорск № 1344 от 04.07.2011 г. «О внесении изменений в постановление Администрации города Саяногорска от 27.02.2008 г. № 236 «О повышении с 01 февраля 2008 года размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Саяногорск» закреплено: «Руководителям муниципальных учреждений муниципального образования город Саяногорск в пределах бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда, с 01 июня 2011 года производить доплату компенсационного характера к заработной плате работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), если сумма начисленной заработной платы не достигает минимального размера оплаты труда в сумме 4 611 (четыре тысячи шестьсот одиннадцать) рублей», из этого следует, что доплата до гарантированного РФ МРОТ осуществляется при условии, не достижения суммы всех начислений, включая начисления районного коэффициента, надбавки за работу в особых климатических условиях (фактический заработок - ст. 129 ТК РФ) до МРОТ. Просила в удовлетворении иска отказать.

Определением Саяногорского городского суда от 29 июня 2012 года в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования г. Саяногорск, Саяногорское городское управление здравоохранения.

Представители третьего лица Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Саяногорского городского управления здравоохранения в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4 611 рублей).

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).

Приказом от 29.09.2008 года, Осипова Т.А. принята на должность <данные изъяты> в МБЛПУ «СГБ № 2».

18.08.2008 года между Осиповой Т.А. и МБЛПУ «СГБ № 2» заключен трудовой договор на определенный срок, на период временно отсутствующего работника.

Согласно п. 6.1. трудового договора, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей; районный коэффициент к заработной плате - <данные изъяты> надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - <данные изъяты>

29.09.2008 года между Осиповой Т.А. и МБЛПУ «СГБ № 2» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 18.08.2008 года по условиям которого она переведена на постоянную работу в той же должности, с тем же должностным окладом и надбавками.

Дополнительным соглашением от 01.06.2011 года Осиповой Т.А. установлен должностной оклад - <данные изъяты> рублей в месяц; районный коэффициент к заработной плате - <данные изъяты> надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - <данные изъяты> за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - <данные изъяты>

Как следует из расчетного листка за февраль 2012 года, заработная плата истицы с учетом компенсационных, стимулирующих выплат составляет <данные изъяты> рублей, из которых начислено по окладу - <данные изъяты> рублей; оплата ночных часов - <данные изъяты> рублей; оплата праздничных и выходных дней - <данные изъяты> рублей; оплата расширенных зон обслуживания - <данные изъяты> рублей; надбавка за медстаж - <данные изъяты> рублей; модернизация - <данные изъяты> рублей, при минимальном размере оплаты труда 4611 рублей в месяц согласно Федеральному закону от 1 июня 2011 года № 106 ФЗ.

Следовательно, заработная плата Осиповой Т.А. за февраль 2012 года в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) без учета районного коэффициента и северной надбавки меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, при минимальном размере оплаты труда 4611 рублей.

4611 рублей (МРОТ) - <данные изъяты> рублей (начисленная и выплаченная заработная плата без районного коэффициента и северной надбавки) = 107,37 рублей (доплата до МРОТ).

4611 рублей (МРОТ) х 60% = <данные изъяты> рублей (районный коэффициент и северная надбавка начисленная на МРОТ).

<данные изъяты> рублей (районный коэффициент и северная надбавка начисленная на МРОТ) - <данные изъяты> рублей (выплаченный районный коэффициент) - <данные изъяты> рублей (выплаченная северная надбавка) - <данные изъяты> рублей (выплаченные районный коэффициент и северная надбавка начисленные на модернизацию) = <данные изъяты> рублей (районный коэффициент и северная надбавка).

Итого за февраль 2012 года подлежит взысканию с ответчика <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей (доплата до МРОТ) + <данные изъяты> рублей (районный коэффициент и северная надбавка).

Как следует из расчетного листка за март 2012 года, заработная плата истицы с учетом компенсационных, стимулирующих выплат составляет <данные изъяты> рублей, из которых начислено по окладу - <данные изъяты> рублей; оплата ночных часов - <данные изъяты> рублей; оплата праздничных и выходных дней - <данные изъяты> рублей; оплата расширенных зон обслуживания - <данные изъяты> рублей; надбавка за медстаж - <данные изъяты> рублей; модернизация - <данные изъяты> рублей, при минимальном размере оплаты труда 4611 рублей в месяц согласно Федеральному закону от 1 июня 2011 года № 106 ФЗ.

Следовательно, заработная плата Осиповой Т.А. за март 2012 года без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), не меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.

Минимальная заработная плата истицы без учета районного коэффициента, северной надбавки составляет <данные изъяты> рублей, что превышает установленный минимальный размер оплаты труда.

Как следует из расчетного листка за апрель 2012 года, заработная плата истицы с учетом компенсационных, стимулирующих выплат составляет <данные изъяты> рублей, из которых начислено по окладу - <данные изъяты> рублей; оплата ночных часов - <данные изъяты> рублей; оплата расширенных зон обслуживания - <данные изъяты> рублей; надбавка за медстаж - <данные изъяты> рублей; модернизация - <данные изъяты> рублей, при минимальном размере оплаты труда 4611 рублей в месяц согласно Федеральному закону от 1 июня 2011 года № 106 ФЗ.

Следовательно, заработная плата Осиповой Т.А. за апрель 2012 года без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), не меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.

Минимальная заработная плата истицы без учета районного коэффициента, северной надбавки составляет <данные изъяты> рублей, что превышает установленный минимальный размер оплаты труда.

Таким образом, суд считает достоверно установленным, что в нарушение действующего законодательства ответчиком МБЛПУ «СГБ № 2» в феврале 2012 года установлена истице Осиповой Т.А. заработная плата меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента, северной надбавки, в связи с чем, суд считает требования Осиповой Т.А. к ответчику о признании незаконными действия ответчика по включению в заработную плату Осиповой Т.А. до размера минимальной оплаты труда районного коэффициента и иных надбавок в Республике Хакасия в феврале 2012 года, о признании незаконными действия ответчика по установлению заработной платы Осиповой Т.А. в феврале 2012 года в размере <данные изъяты> рублей, что меньше установленного минимального размера оплаты труда, о взыскании с ответчика в пользу Осиповой Т.А. заработной платы за февраль 2012 года в сумме <данные изъяты> рублей, обязании ответчика установить Осиповой Т.А. ежемесячную заработную плату в феврале 2012 года не менее 4611 рублей с последующим начисление на нее районного коэффициента и иных надбавок в РХ, в том числе за стаж работы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В остальной части иск Осиповой Т.А., в том числе в части взыскания заработной платы за февраль, март, апрель 20912 года в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что при подаче иска Осипова Т.А. была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии со статьей 103 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с МБЛПУ «СГБ № 2» в доход муниципального образования г. Саяногорск государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осиповой Т.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» об обязании установить размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, взыскании недоплаченной заработной платы, удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» в пользу Осиповой Т.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль 2012 года в сумме <данные изъяты> рубль.

Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» государственную пошлину в доход муниципального образования город Саяногорск в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении исковых требований Осиповой Т.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» о взыскании заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей, признании незаконным установления ей ежемесячной заработной платы менее размера минимального размера оплаты труда, а также включение в заработную плату до размера минимального размера оплаты труда районного коэффициента и иных надбавок, обязании установить ей ежемесячную заработную плату не менее 4611 рублей с последующим начисление на нее районного коэффициента и иных надбавок, отказать.

Настоящее решение в части взыскания с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» в пользу Осиповой Т.А. заработной платы в сумме <данные изъяты> рубль подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                          Плетнева Т.А.

Резолютивная часть решения оглашена       02.08.2012 г.

Мотивированное решение принято            07.08.2012 г.