Решение по гражданскому делу



Дело № 2-1194/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саяногорск                                                                                                         27 июля 2012 года

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Аушевой В.Ю.,

при секретаре Бондаревой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

УСТАНОВИЛ:

Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее ДАГН г. Саяногорска) обратился в Саяногорский городской суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»), мотивируя свои требования тем, что распоряжением ДАГН г. Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об образовании земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального гаража. Образование земельного участка принято путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ ДАГН г. Саяногорска обратился с заявлением в ФГБУ «ФКП Росреестра» о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, на что уполномоченным органом был дан отказ от ДД.ММ.ГГГГ. В своем отказе ФГБУ «ФКП Росреестра» указывает на неправильно подготовленный межевой план, который не соответствует ст. 38 Закона о кадастре и приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», в связи с чем отказано в постановке на кадастровый учет. При этом в решении не отражено, какой раздел межевого плана не соответствует приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ . Земельный участок (декларативный) площадью <данные изъяты> с кадастровым номером является объектом собственности МО г. Саяногорск на основании прекращения права собственности за гражданином Первухиным С.Ю., соответственно права владения, пользования и распоряжения данным участком принадлежат ДАГН г. Саяногорска, как представителю собственника названного земельного участка. Согласно п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Федеральным законодательством, а именно, положением абзаца 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления. Поскольку     земельный     участок     площадью     <данные изъяты> образован     путем перераспределения земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и земельного участка с кадастровым номером на который зарегистрировано право муниципальной собственности, соответственно в данном случае достаточно решения единого органа в распоряжении которого находятся и земельные участки, находящиеся в собственности МО, и земельные участки право государственной собственности на которые не разграничено. Перераспределение происходит между земельными участками находящимися в собственности МО и неразграниченными землями, а не с земельными участками, которые находятся в собственности физических и юридических лиц. Заявитель полагает, что распоряжение ДАГН г. Саяногорска от ДД.ММ.ГГГГ относительно образования спорного земельного участка является тем самым решением, на основании которого происходит перераспределение земельных участков. С учетом изложенного, ДАГН г. Саяногорска просит признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием для индивидуального гаража.

В судебном заседании представитель ДАГН г. Саяногорска ФИО3 заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что не согласна с доводами представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что образование нового земельного участка может быть осуществлено только из земельных участков. Спорный земельный участок, образован из земельного участка с кадастровым номером и земель неразграниченных. Действующее законодательство не устанавливает ни способов образования земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, ни способов образования земельных участков из участков и земель. Посвященная образованию участков глава 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации раскрывает и регламентирует лишь способы образования земельных участков из других земельных участков. При этом конкретного запрета на образование новых земельных участков одновременно из земель и земельных участков земельное законодательство не содержит. Считает, что в данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной коллизии с помощью норм, предусматривающих порядок образования земельных участков (то есть иного способа формирования участка), не может являться препятствием для реализации органом местного самоуправления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по распоряжению землей, а также для реализации гражданином (собственником объекта недвижимости расположенного на спорном земельном участке) принадлежащего ему права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду по фактическому пользованию в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по поводу удовлетворения требований ДАГН г. Саяногорска возражала, поскольку земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального гаража образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления за исключением, в том числе, случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Земельного Кодекса Российской Федерации. На основании с п. 3 ст. 11.7. Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства,       лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Так как, возможность перераспределения земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена и образуемый участок не соответствует требованиям ст. 38 Закона о кадастре, ФГБУ «ФКП Росреестра» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка». Аналогичная позиция изложена в разъяснениях Минэкономразвития. Кроме того, на основании Распоряжения земельный участок образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности МО г. Саяногорск и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу ст.ст. 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (в том числе земельных участков) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе. В отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, указанных в Распоряжении, государственный кадастровый учет не проводился, границы в соответствии с земельным законодательством не определены, поэтому отсутствуют основания для признания их земельными участками, которые могут участвовать в перераспределении земельных участков. Так как, возможность перераспределения земельных участков из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности законом не предусмотрена, заявителю предложено устранить причины, являющиеся основанием для принятия решения об отказе и представить в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в соответствии со ст. 38 Закона о кадастре и Приказа, с учетом требований к образованию земельных участков, предусмотренных земельным законодательством. То есть межевой план должен быть составлен в отношении земельного участка, образуемого в соответствии с земельным законодательством, с учетом Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Обращает внимание, что заявитель не лишен возможности образования земельного участка, необходимого для использования индивидуального гаража, принадлежащего Первухину С.Ю. Для этого необходимо образовать новый земельный участок, необходимый для присоединения к уже имеющемуся земельному участку, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, определить границы участка, находящегося в собственности МО г. Саяногорска, то есть сформировать его и объединить эти участки. При этом не будет нарушено законодательство и права каких-либо лиц.

Заинтересованное лицо Первухин С.Ю. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя заявителя ДАГН г. Саяногорска, представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо Первухина С.Ю., исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1.5. Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска» Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска от имени Администрации г. Саяногорска осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определенной муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Саяногорск, а также настоящим Положением. При этом к основным задачам Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска относится содействие и проведение на территории муниципального образования единой политики по управлению, использованию и распоряжению объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе земель, иных объектов недвижимого имущества, а так же по приватизации объектов муниципальной собственности, земель государственная собственность на которые не разграничена (п.п. 1 п. 2.1. Положения).

Первухин С.Ю. является собственником гаража, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Первухин С.Ю. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приложенным к межевому плану Распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска от 16.03.2012 № 314 «Об образовании земельного участка» (далее - Распоряжение) земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 157 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального гаража, образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, по причине несоответствия представленного для кадастрового учета межевого плана по содержанию требованиям ч. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям земельного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Рассматривая законность принятого ФГБУ «ФКП Росреестра» решения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

В силу ч. 10 ст. 38 указанного Закона образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

В силу ч. 3 ст. 11.7. Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 настоящего Кодекса.

Из смысла положений ст.ст. 11.1, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что перераспределены могут быть сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки. Перераспределение земельных участков влечет прекращение существования перераспределяемых земельных участков.

Границы земельного участка с кадастровым номером не определены, участок является не сформированным.

Более того, ДАГН обратился с заявлением о перераспределении его не с определенным земельным участком, а с землями, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена, то есть второй перераспределяемый земельный участок, в понятии, установленном ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, вообще отсутствует.

Законных оснований для перераспределения несформированного земельного участка и несформированной части земель не имеется.

Кроме того, из положений ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» также следует, что внесению в государственный кадастр недвижимости подлежат сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

Поскольку на кадастровый учет был представлен межевой план в отношении земельного участка, образуемого в нарушение требований земельного законодательства, у ФГБУ «ФКП Росреестра» имелись основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка.

Доводы заявителя о том, что земельное законодательство не содержит запрета на образование новых земельных участков одновременно из земель и земельных участков суд находит необоснованными, так как земельное законодательство предусматривает порядок образования земельного участка путем перераспределения - именно из земельных участков.

При таких обстоятельствах заявление ДАГН г. Саяногорска об оспаривании решения ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья              В.Ю. Аушева

Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2012 года

Мотивированное решение изготовлено 01.08.2012 года