РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 августа 2012 года г. Саяногорск Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Плетнева Т.А., при секретаре Кожиной Т.О., рассмотрев жалобу Муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования Лицей № 7, ИНН №, зарегистрированного администрацией г. Саяногорска ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, на постановление № заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 (далее МБОУ Лицей № 7) обратилось в суд с жалобой на постановление № заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 20.07.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, мотивируя жалобу тем, что обжалуемым постановлением МБОУ Лицей № 7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Считают, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи с тем, что отделом государственного пожарного надзора не доказана объективная сторона правонарушений: п.1 - в помещении кабинета преподавателя ОБЖ перегородка соответствует правилам противопожарного режима, согласно п. 12.16 НПБ 88-2001 в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее 2-х пожарных извещателя, в кабинете перегородка не глухая, извещатели просматриваются и контролируют все помещение; п.2 - на выполнение работ системы автоматической пожарной сигнализации в переходе и его тамбурах составлена смета на <данные изъяты> рублей и подана заявка в <данные изъяты> от 20.06.2012 года на выделение денежных средств. Переход между блоком № и № не введен в эксплуатацию; п.3 - в помещении кладовой уборщиц (туалет) имеется рабочий кран с водой; п.4 - в помещении компрессорной, расположенной в подвальном помещении при проверке рабочее состояние извещателя не проверялось, вывод, что извещатель находится в нерабочем состоянии был сделан на основании визуального осмотра, согласно акта проведения комплексной проверки и опробования системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре от 26.07.2012 года извещатель находится в рабочем состоянии; п. 5 - в помещении обеденного зала столовой при проверке рабочее состояние извещателя не проверялось, согласно акта проведения комплексной проверки и опробования системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре от 26.07.2012 года извещатель находится в рабочем состоянии; п.6 - в помещении уборщиц, расположенном на первом этаже у входа из столовой в сторону раздевалок при проверке рабочее состояние извещателя не проверялось, вывод, что извещатель находится в нерабочем состоянии был сделан на основании визуального осмотра, согласно акта проведения комплексной проверки и опробования системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре от 26.07.2012 года извещатель находится в рабочем состоянии; п.7 - на ремонт системы автоматической пожарной сигнализации в помещении тамбура эвакуационного выхода, расположенного на первом этаже с правой стороны от раздевалки составлена смета на сумму <данные изъяты> рублей и подана заявка в <данные изъяты> от 20.06.2012 года на выделение денежных средств. Переход между блоком № и № не введен в эксплуатацию; п.9 - в помещении зимнего сада в кабинете № при проверке рабочее состояние извещателя не проверялось, вывод, что извещатель находится в нерабочем состоянии был сделан на основании визуального осмотра, согласно акта проведения комплексной проверки и опробования системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре от 26.07.2012 года извещатель находится в рабочем состоянии; п. 13 - световой указатель «Выход» расположенный над дверным проемом запасного выхода из спортивного зала восстановлен в рабочем состоянии; п. 16 - на ремонт системы автоматической пожарной сигнализации уличных складов, теплиц составлена смета на сумму <данные изъяты> руб. и подана заявка в <данные изъяты> от 20.06.2012 года на выделение денежных средств; п. 18 - подана заявка в <данные изъяты> от 12.07.2012г. на выделение денежных средств на огнезащитную обработку деревянных конструкций блока №; п.19 - подана заявка в <данные изъяты> от 12.07.2012 года на выделение денежных средств на огнезащитную обработку деревянных конструкций блока №; п.20 - подана заявка в <данные изъяты> от 12.07.2012 года на выделение денежных средств на огнезащитную обработку деревянных конструкций блока №; п.31 - подана заявка в <данные изъяты> от 13.01.2012 года на выделение денежных средств для приобретения знаков пожарной безопасности; п.33 - подана заявка в <данные изъяты> от 13.01.2012г. на выделение денежных средств для приобретения доводчиков; п.39 - план эвакуации первого этажа будет откорректирован после ввода в эксплуатацию перехода между блоком № и №; п.40 - подана заявка в <данные изъяты> от 13.01.2012 года на выделение денежных средств для установки и приобретения противопожарных дверей. МБОУ Лицей № 7 является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета муниципального образования г. Саяногорск, самостоятельных денежных средств у Лицея № 7 - нет. Постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 30.01.2012 года № утверждена Ведомственная муниципальная целевая программа «Пожарно-охранная безопасность в учреждениях образования муниципального образования г. Саяногорск на 2010 - 2012 годы», согласно данной программе в 2012 году МБОУ Лицей № 7 денежные средства на пожарно-охранную безопасность не выделялись. Просят суд учесть, что Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 вступили в законную силу 14.05.2012 года, проверка была проведена в сроки с 03.07.2012 года по 17.07.2012 года, т.е. через полтора месяца после вступления Правил в законную силу. С 2007 года предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности МБОУ Лицей № 7 не выносилось, к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности МБОУ Лицей № 7 ранее не привлекался. При рассмотрении жалобы представитель МБОУ Лицей № 7 Букатова И.П. поддержала доводы жалобы по основаниям в ней изложенным. Просила признать незаконным и отменить постановление № Отдела надзорной деятельности г. Саяногорска Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 20 июля 2012 года по делу об административном правонарушении в части пунктов 1-7, 9,13,16,18,19, 20, 31,33, 39 и 40, а и изменить административное наказание на предупреждение. Ею действительно не проведен повторный инструктаж, в этом она признает вину. Выслушав законного представителей МБОУ Лицей № 7 Букатову И.П., Гриненкову Т.Н., исследовав материалы административного производства, прихожу к следующему. Согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Как следует из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору С.Е.А., в помещениях МБОУ Лицей № 7 по адресу: <адрес> 03.07.2012 года по 17.07.2012 года была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, и других нормативных актов в области пожарной безопасности (СНиП 21-01-97*; НПБ 104-03; СНиП 2.08.02-89*; ГОСТ Р 12.2.143-2009; ППБ 101-89). 17.07.2012 года выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Постановлением № заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ Лицей № 7 привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем, на него наложен штраф в размере <данные изъяты> рублей. Оценивая доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МБОУ Лицей № 7, о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку не доказана объективная сторона правонарушения, прихожу к следующему. Из приложенных к жалобе учредительных документов следует, что МБОУ Лицей № 7 является муниципальным образовательным учреждением, следовательно, находится в муниципальной собственности. Учредителем МБОУ Лицей № 7 является администрация муниципального образования г. Саяногорск. Из изложенного следует, что МБОУ Лицей № 7 не является собственником здания, а является его владельцем на основании договора оперативного управления имуществом. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из представленных документов, МБОУ Лицей № 7 были поданы заявки в Городской отдел образования на выделение денежных средств на огнезащитную обработку деревянных конструкций блока шестилеток в сумме <данные изъяты> рублей, на ремонт автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре - переход, теплица, склады в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно акта от 19.07.2012 года о восстановлении работоспособности светового указателя «выход» в спортзале, указатель восстановлен и находится в рабочем состоянии. Проведенная комплексная проверка и апробирование системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре от 26.07.2012 года, проведенная совместно с представителем заказчика МБОУ Лицей № 7 Букатовой И.П., представителем обслуживающей организации электромонтером ВДПО З.А.В., представителем пуско-наладочной организации К.В.Д. произведен осмотр установки системы пожарной сигнализации и оповещения при пожаре, осмотром установлено, что установка находится в пожарном состоянии и эксплуатируется согласно заданных параметров. Для проверки работоспобности смонтированной установки комиссия произвела комплексное апробирование во всех помещениях, залах и коридорах столовой, кабинета № (зимний сад). В результате испытания установлено: система работает в режимах» «охрана», «тревога», что подтверждается актом от 26.07.2012 года. Пунктом 1,2 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. На основании ст. 1.5 КоАП РФ и с учетом того обстоятельства, что МБОУ Лицей № 7 является бюджетной организацией, финансируется из бюджета муниципального образования г. Саяногорск, собственных средств, необходимых для поддержания помещений здания в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность у учреждения не имеется, согласно ведомственной муниципальной целевой программе «Пожарно-охранная безопасность в учреждениях образования муниципального образования г. Саяногорск на 2010-2012 годы» в 2012 году МБОУ Лицей № 7 денежные средства на пожарно-охранную безопасность не выделялись, МБОУ Лицей № 7 обратилось к своему Учредителю за выделением денежных средств на цели обеспечивающие пожарную безопасность, виновные действия либо бездействие МБОУ Лицей № 7, не установлены, следовательно не имеется оснований для привлечения учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В тоже время, суд учитывает, что п.42 Предписания не выполнен (не проведен повторный инструктаж о мерах пожарной безопасности с персоналом), что представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, признали. Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Оценивая характер совершенного МБОУ Лицей № 7 правонарушения, его роли в совершении правонарушения, с учетом отсутствия вреда и неблагоприятных последствий, прихожу к выводу, что совершенное МБОУ Лицей № 7 административное правонарушение, предусмотренное 1. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем является малозначительным. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление № от 20.07.2012 года заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 прекратить. Настоящее решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти суток с момента вручения или получения настоящего решения. Судья Плетнева Т.А.
Представитель МБОУ Лицей № 7 по доверенности Гриненкова Т.Н. считает, что ими приняты все меры для устранения проблем в части пожарной безопасности, это подтверждается заявками, но они не имеют самостоятельного финансирования, зависят от бюджета города.